Top.Mail.Ru

Активное слушание: научиться, развивать, применять

В обыденной речи для многих просто слушать собеседника, вникая и не перебивая, уже довольно сложная задача. Но обучившись активному слушанию, можно существенно повысить эффективность любой коммуникации как дома, так и в рабочих процессах. А ведь умение слушать – такой важный навык не только для кадровика, но и других сотрудников в организации. Поэтому внутренние тренинги по развитию активного слушания крайне желательны в компаниях. Такой тренинг можно заказать у сторонней организации, а можно провести силами штатных тренеров с помощью предложенных в статье знаний и техник.

Всем нам в жизни ежедневно приходится оказываться и в роли слушателя, и в роли повествователя. Казалось бы, чему тут учиться? Но именно умение слушать зачастую определяет вашу социальную устроенность, возможность понять другого человека, а также помогает стать прекрасным специалистом по кадрам, переговорщиком и успешным руководителем. На домашнем фронте это умение тоже дает немало. Это и взаимопонимание со второй половиной, и более легкое прохождение переходного возраста детьми, и хорошие отношения с родителями. Именно поэтому слушать нужно учиться, и чем раньше, тем лучше.

Термин «активное слушание» ввела известный психолог Юлия Гиппенрейтер. Она первая заговорила о том, какие выгоды дает такой тип слушания. Оно позволяет снять конфликты и напряжение еще в самом зачатке, дает возможность воспринять информацию, передаваемую собеседником, полностью, а не только вербальную (словесную) часть сообщения. Еще такой тип слушания можно назвать «слушать телом», а не только ушами.

В обыденном взаимодействии для многих людей просто слушать собеседника, вникая и не перебивая, – уже отдельная задача. Но обучившись активному слушанию, можно существенно повысить эффективность любой коммуникации как дома, так и в рабочих процессах. Более того, развитость данной компетенции необходима и обязательна для всех уровней руководящего состава, кадровиков, а также для персонала, осуществляющего внешние контакты (супервайзеры, менеджеры по продажам, секретариат, отдел PR и рекламы и т.п.). Поэтому внутренние тренинги по развитию активного слушания крайне желательны в компаниях. Такой тренинг можно заказать у сторонней организации, а можно провести силами штатных тренеров с помощью предложенных ниже теоретических положений и техник.

Типы слушателей

Прежде чем приступать к описанию механизмов и техник активного слушания, нужно определиться с тем, какие типы слушателей бывают. Заодно хорошо бы присмотреться к самому себе и понять, каким слушателем являетесь вы в той или иной ситуации и насколько просто или сложно с вами вести диалог.

1. Пассивный (отвлеченный) слушатель. Такой слушатель внимательно смотрит на собеседника, слушает его, но совершенно никак не реагирует на услышанное. Разговаривать с ним тяжело, так как непонятно, слышит ли он вообще что-то или погружен в свои мысли.

2. Предвзятый слушатель. Ему кажется, что он заранее знает все, что ему скажут. И мнение о разговоре (зачастую негативное) у него уже сформировано.

3. Избирательный слушатель. Слышит только то, что ему хочется услышать. Когда ему не интересно, он смотрит в сторону, поглядывает на часы, зевает, а когда информация чем-то ему не нравится, начинает агрессивно на нее реагировать, спорить, настаивать на своем. В итоге полной картины у него нет, он услышал лишь малую часть беседы. С избирательными слушателями неприятно общаться, так как ничего, кроме негатива, при разговоре не получается.

4. Внимательный слушатель. Он внимательно отслеживает нить разговора, постоянно задает уточняющие вопросы, пытаясь глубже понять смысл сказанного. При этом он обращает внимание лишь на вербальное...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Экономия на сотрудниках: взгляд психолога

Пандемия новой коронавирусной инфекции, а затем и сложная геополитическая обстановка спровоцировали очередной, и уже достаточно затяжной, экономический кризис. Естественно, что работодатели задались вопросом: на чем можно сэкономить, чтобы компания не пошла ко дну? Стоит ли действовать по старинке, начав с сокращения затрат на персонал? Какие есть современные работающие механизмы, чтобы и по миру не пойти, и костяк эффективного персонала сохранить.

Имидж, бренд и репутация

Сложно представить человека, который не слышал бы об имидже, бренде и репутации. Рассказываем, что они означают, чем отличаются друг от друга, чем могут быть полезны и почему стоит их формировать и беречь. Говорим не только о личном имидже и репутации, но также об их значении для бизнеса, а также почему важно следить, чтобы пропагандируемые ценности и имидж коррелировали с поведением сотрудников на местах. Даем советы по построению и управлению имиджем, формированию репутации. Будете в курсе, почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж, что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет, когда можно говорить про множественные репутации, а также можно ли сформировать имидж и репутацию с помощью агрессивной рекламы.

Почему важно уметь дарить и принимать подарки

О том, что подарить коллеге, начальнику, подчиненному или бизнес-партнеру, написано много. Однако мало кто уделяет внимание тому, зачем мы дарим подарки и как их правильно принимать. Рассказываем, почему важно вкладывать чувства и эмоции в выбор подарка, какие ожидания должны быть при покупке подарка, как правильно благодарить и нужно ли сразу в ответ дарить что-то равнозначное по стоимости.

Организуем корпоратив в русском стиле

Самое время задуматься, как в компании будет отмечаться Новый год. Автор предлагает обратиться к русским традициям празднования, использовав их в игровом формате. Это необычно, весело и, самое главное, интересно! Рассказываем, что может дать такой корпоратив и как его организовать и провести.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.