Конфликт – ​это столкновение. Он бывает открытым или скрытым. Любой конфликт – ​это проблема, т. к. он не просто портит настроение, но и приносит убытки компании, вызывает последующие неприятности, которых можно было бы избежать, если бы не ссора между сотрудниками. В этой статье мы разберем, между кем чаще всего возникают конфликты, в чем заключается их суть, как правильно выйти из подобной ситуации, если она все-таки случилась, и что предпринять HR, если он узнает, что разгорается конфликт.

Какие конфликты бывают

Видов классификации конфликтов существует множество. Предлагаем следующее деление:

  1. Внутриличностный. По какой-то причине человек не испытывает душевного комфорта и покоя. Например, из-за перфекционизма (предъявляет сам к себе нереальные требования), неумения отказывать, перегрузки, несоответствия работы ожиданиям и т.д.
class=''
  • Между двумя людьми. Это конфликт на уровне человек – человек, т.е. причины могут быть любые. Начиная от того, что людям приходится работать в одном помещении и привычки одного не нравятся другому, и заканчивая невыполнением просьб и поручений другого человека по различным причинам.
  • Между человеком и группой. Каждый сотрудник и даже руководитель индивидуальны. И приспособиться к остальному коллективу не всегда бывает просто.
  • Несколько групп. В организации складываются формальные и неформальные группы людей. Не всегда интересы одной из них совпадают с интересами другой. Например, отдел продаж конфликтует с отделом сервиса по вполне объективным причинам, изменить которые сотрудники не могут.
  • Стороны конфликта – это те, кто занимает противоположные позиции, кто стоит за противоборствующими участниками. Иногда бывает полезно понять, кому выгоден конфликт в организации. Если он никому не выгоден – его обычно бывает проще завершить. Если же есть некто, кто выигрывает от конфликтной ситуации, необходимо понять, кто это и в чем заключается выигрыш этого человека или группы людей, чтобы принять правильные решения.

    В случае внутриличностного конфликта сторонами являются части личности одного и того же человека. Например, роль примерного семьянина требует больше времени уделять семье, а роль карьериста – наоборот, работе. И когда эти две роли входят в противоречие, то у человека внутри начинается схватка, его решения могут быть нелогичными, сиюминутными, меняться в зависимости от ситуации и настроения, что может быть сложным в командной работе, где хочется заранее знать, чего следует от человека ожидать.

    Причин конфликта множество. Структурируем их:

    1. Поведенческие – то, что проявляется в поведении человека и способно вывести из равновесия другого человека:

    • плохие привычки (разбрасывать, терять вещи, забывать, путать, лениться и т.д.);
    • недостаток культуры (нецензурная ругань, избегание ответственности и стремление переложить ее на другого человека, непорядочность, сплетни и т.д.);
    • плохая организация рабочего места (сотруднику неудобно, некомфортно, ему приходится постоянно это терпеть, что снижает его производительность труда и портит настроение).

    2. Социальные – неравенство в положении двух разных людей. Например, один – начальник, другой – подчиненный. Или оба они подчиненные, но один по статусу выше другого. Здесь можно выделить:

    • фаворитизм (когда за одну и ту же работу одного сотрудника начальник хвалит, а у другого находит множество поводов для придирок);
    • существенные различия в зависимости от статуса (у руководителя удобный большой кабинет, личный автомобиль, большая зарплата, а у подчиненных много работы и мало бонусов).

    3. Материальные – неравномерность распределения материальных и прочих благ:

    • отсутствие необходимых для выполнения работы ресурсов;
    • несправедливое распределение ресурсов (зарплаты, премий и т.д.);
    • конкуренция за ресурсы (у одного сотрудника есть то, что ему необходимо, а у другого – нет).

    4. Мировоззренческие. Убеждения одних людей противоречат тому, что считают правильным и верным другие люди (скажем, руководитель любит манипулировать другими людьми, но при этом не приемлет подобного поведения в отношении себя).

    5. Различие в целях. Например, цели отдела продаж и отдела сервиса во многом противоречат друг другу.

    6. Коммуникативные проблемы. Не выстроенная система коммуникации между отдельными сотрудниками или отделами. Скажем:

    • руководитель имеет свой взгляд на то, как необходимо выполнять работу, и он отличается от мнения исполнителя;
    • руководитель не умеет доносить свою мысль до сотрудников в понятной форме.

    7. Взаимозависимость задач. Если работа одного сотрудника зависит от действий другого, то срыв договоренностей будет приводить к возникновению конфликтной ситуации.

    8. Психологические особенности. Люди разные. Необходимо по возможности подбирать людей в команду так, чтобы они были психологически совместимы.

    Прежде чем переходить к вопросам о том, надо ли вмешиваться в ход конфликта и как правильно это делать, кадровику следует проанализировать, кто является сторонами конфликта и какие возможные причины лежат в истоке его возникновения. Так, подбирая секретаря для руководителя, необходимо заранее учитывать личные особенности его начальника, чтобы была психологическая совместимость между этими двумя людьми, которым долгое время предстоит совместно очень близко общаться. Если этого не сделать, то впоследствии практически неизбежно начнут вспыхивать конфликты, если есть серьезные предпосылки для их возникновения. Если начальник любит кричать на подчиненных, секретарь должен обладать определенными навыками стрессоустойчивости, чтобы не брать любую критику на свой счет.

    Корпоративная культура и конфликты

    Обычно основой для созревания будущего конфликта...

    Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

    Купить эту статью
    за 300 руб.
    Подписаться на
    журнал сейчас
    Получать бесплатные
    статьи на e-mail

    Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
    Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

    • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
    • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

    А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

    Внимание!
    Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
    Скидка становится меньше с каждым месяцем.

    Рекомендовано для вас

    Совещания в Zoom по телефону

    Удаленная работа продолжается в компаниях полностью или частично. Многие работодатели используют Zoom для видеоконференций. Причем не секрет, что телефон заменяет нам персональный компьютер в решении рабочих вопросов. Смартфон всегда с нами, и все больше рабочих функций становится доступно именно на нем. Мы уже рассказывали, как можно использовать программу Zoom для организации видеосовещаний при помощи компьютера. Сейчас поговорим об особенностях настройки Zoom в телефоне.

    Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

    Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

    Когда в работе важен эмоциональный интеллект

    Эмоциональный интеллект – ​это очень популярное в последние годы словосочетание. Почему он так важен всем тем, кто пересекается в своей работе с людьми? В статье разбираемся, что это такое и как его можно использовать в повседневной работе кадровика. Рассказываем, в каких сферах в компании его применение будет особенно эффективно. Какими методами это можно достигнуть на практике. Освоите техники овладения новым популярным рабочим инструментом, оцените все его возможности и ограничения, чтобы применять его точечно, где необходимо, а не там, где он, скорее всего, окажется бесполезен или даже вреден.

    Как справиться с агрессией в коллективе

    Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.

    Учимся правильно давать негативную обратную связь

    Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

    Как справиться с агрессией в коллективе

    Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.

    Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

    Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

    Как научиться умению убеждать

    Как научиться обосновывать свою позицию и изменять точку зрения собеседника? Это крайне важное умение порой имеет большее значение, чем профессиональные навыки, волевые и морально-нравственные качества. Оно пригодится не только в серьезных вопросах (повышение в должности или зарплаты), но и по мелочам (раньше уйти с работы, попросить служебный автомобиль и т.д.). Расскажем об ошибках, которые часто допускают люди, пытаясь кого-нибудь убедить в своей правоте, и методах, как их не допускать.