Конфликт – ​это столкновение. Он бывает открытым или скрытым. Любой конфликт – ​это проблема, т. к. он не просто портит настроение, но и приносит убытки компании, вызывает последующие неприятности, которых можно было бы избежать, если бы не ссора между сотрудниками. В этой статье мы разберем, между кем чаще всего возникают конфликты, в чем заключается их суть, как правильно выйти из подобной ситуации, если она все-таки случилась, и что предпринять HR, если он узнает, что разгорается конфликт.

Какие конфликты бывают

Видов классификации конфликтов существует множество. Предлагаем следующее деление:

  1. Внутриличностный. По какой-то причине человек не испытывает душевного комфорта и покоя. Например, из-за перфекционизма (предъявляет сам к себе нереальные требования), неумения отказывать, перегрузки, несоответствия работы ожиданиям и т.д.
class=''
  • Между двумя людьми. Это конфликт на уровне человек – человек, т.е. причины могут быть любые. Начиная от того, что людям приходится работать в одном помещении и привычки одного не нравятся другому, и заканчивая невыполнением просьб и поручений другого человека по различным причинам.
  • Между человеком и группой. Каждый сотрудник и даже руководитель индивидуальны. И приспособиться к остальному коллективу не всегда бывает просто.
  • Несколько групп. В организации складываются формальные и неформальные группы людей. Не всегда интересы одной из них совпадают с интересами другой. Например, отдел продаж конфликтует с отделом сервиса по вполне объективным причинам, изменить которые сотрудники не могут.
  • Стороны конфликта – это те, кто занимает противоположные позиции, кто стоит за противоборствующими участниками. Иногда бывает полезно понять, кому выгоден конфликт в организации. Если он никому не выгоден – его обычно бывает проще завершить. Если же есть некто, кто выигрывает от конфликтной ситуации, необходимо понять, кто это и в чем заключается выигрыш этого человека или группы людей, чтобы принять правильные решения.

    В случае внутриличностного конфликта сторонами являются части личности одного и того же человека. Например, роль примерного семьянина требует больше времени уделять семье, а роль карьериста – наоборот, работе. И когда эти две роли входят в противоречие, то у человека внутри начинается схватка, его решения могут быть нелогичными, сиюминутными, меняться в зависимости от ситуации и настроения, что может быть сложным в командной работе, где хочется заранее знать, чего следует от человека ожидать.

    Причин конфликта множество. Структурируем их:

    1. Поведенческие – то, что проявляется в поведении человека и способно вывести из равновесия другого человека:

    • плохие привычки (разбрасывать, терять вещи, забывать, путать, лениться и т.д.);
    • недостаток культуры (нецензурная ругань, избегание ответственности и стремление переложить ее на другого человека, непорядочность, сплетни и т.д.);
    • плохая организация рабочего места (сотруднику неудобно, некомфортно, ему приходится постоянно это терпеть, что снижает его производительность труда и портит настроение).

    2. Социальные – неравенство в положении двух разных людей. Например, один – начальник, другой – подчиненный. Или оба они подчиненные, но один по статусу выше другого. Здесь можно выделить:

    • фаворитизм (когда за одну и ту же работу одного сотрудника начальник хвалит, а у другого находит множество поводов для придирок);
    • существенные различия в зависимости от статуса (у руководителя удобный большой кабинет, личный автомобиль, большая зарплата, а у подчиненных много работы и мало бонусов).

    3. Материальные – неравномерность распределения материальных и прочих благ:

    • отсутствие необходимых для выполнения работы ресурсов;
    • несправедливое распределение ресурсов (зарплаты, премий и т.д.);
    • конкуренция за ресурсы (у одного сотрудника есть то, что ему необходимо, а у другого – нет).

    4. Мировоззренческие. Убеждения одних людей противоречат тому, что считают правильным и верным другие люди (скажем, руководитель любит манипулировать другими людьми, но при этом не приемлет подобного поведения в отношении себя).

    5. Различие в целях. Например, цели отдела продаж и отдела сервиса во многом противоречат друг другу.

    6. Коммуникативные проблемы. Не выстроенная система коммуникации между отдельными сотрудниками или отделами. Скажем:

    • руководитель имеет свой взгляд на то, как необходимо выполнять работу, и он отличается от мнения исполнителя;
    • руководитель не умеет доносить свою мысль до сотрудников в понятной форме.

    7. Взаимозависимость задач. Если работа одного сотрудника зависит от действий другого, то срыв договоренностей будет приводить к возникновению конфликтной ситуации.

    8. Психологические особенности. Люди разные. Необходимо по возможности подбирать людей в команду так, чтобы они были психологически совместимы.

    Прежде чем переходить к вопросам о том, надо ли вмешиваться в ход конфликта и как правильно это делать, кадровику следует проанализировать, кто является сторонами конфликта и какие возможные причины лежат в истоке его возникновения. Так, подбирая секретаря для руководителя, необходимо заранее учитывать личные особенности его начальника, чтобы была психологическая совместимость между этими двумя людьми, которым долгое время предстоит совместно очень близко общаться. Если этого не сделать, то впоследствии практически неизбежно начнут вспыхивать конфликты, если есть серьезные предпосылки для их возникновения. Если начальник любит кричать на подчиненных, секретарь должен обладать определенными навыками...

    Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

    Купить эту статью
    за 300 руб.
    Подписаться на
    журнал сейчас
    Получать бесплатные
    статьи на e-mail

    Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
    Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

    • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
    • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

    А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

    Рекомендовано для вас

    Рационалы и иррационалы в рабочей команде

    Понимание различных психотипов людей поможет грамотно организовать рабочий процесс. Расскажем, в чем отличие рационалов от иррационалов, что выбивает из колеи тех и других, какие сильные и слабые стороны они имеют и как могут сосуществовать в рабочем коллективе. Научим, как правильно ставить им рабочие задачи, планировать и контролировать. Кого эффективнее ставить на планово-организационные процессы, а кто будет полезнее в мозговых штурмах и прорывах?

    Зачем раскрывать потенциал сотрудников

    Сотрудники компании, их квалификация, мотивация, желание вкладывать силы в общее дело – ​это один из тех ресурсов, который позволяет предприятию быть экономически эффективным. При этом у каждого человека есть тот потенциал, который зачастую оказывается недораскрыт даже им самим. Поговорим о существующих методиках, позволяющих выявить таланты и возможности ваших сотрудников. Приведем примеры действующих в ведущих российских компаниях программ.

    Как удерживать внимание участников на онлайн-встречах

    Из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие офлайн-мероприятия, в том числе корпоративные (совещания, тренинги и пр.), были перенесены в Интернет. Но даже на самых интересных онлайн-встречах внимание аудитории рассеивается. Пришло сообщение в социальную сеть, захотелось попить, позвали из другой комнаты, и все, внимание потеряно. Расскажем, каким образом удержать внимание аудитории в онлайн, как для этого подготовиться к встрече.

    Как научиться скорочтению

    Что такое «суперспособности»? И как научиться им, не отрываясь серьезно от работы? Поговорим об одном таком навыке – читать тексты не только быстро, но и качественно. Работа кадровика предполагает ежедневное изучение огромного количества информации, а, ускорив этот процесс, вы сможете добиться большего за отведенное время и, кто знает, – ​может быть, даже научитесь уходить с работы вовремя.

    Учимся правильно давать негативную обратную связь

    Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

    Как удерживать внимание участников на онлайн-встречах

    Из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие офлайн-мероприятия, в том числе корпоративные (совещания, тренинги и пр.), были перенесены в Интернет. Но даже на самых интересных онлайн-встречах внимание аудитории рассеивается. Пришло сообщение в социальную сеть, захотелось попить, позвали из другой комнаты, и все, внимание потеряно. Расскажем, каким образом удержать внимание аудитории в онлайн, как для этого подготовиться к встрече.

    Рационалы и иррационалы в рабочей команде

    Понимание различных психотипов людей поможет грамотно организовать рабочий процесс. Расскажем, в чем отличие рационалов от иррационалов, что выбивает из колеи тех и других, какие сильные и слабые стороны они имеют и как могут сосуществовать в рабочем коллективе. Научим, как правильно ставить им рабочие задачи, планировать и контролировать. Кого эффективнее ставить на планово-организационные процессы, а кто будет полезнее в мозговых штурмах и прорывах?

    Зачем раскрывать потенциал сотрудников

    Сотрудники компании, их квалификация, мотивация, желание вкладывать силы в общее дело – ​это один из тех ресурсов, который позволяет предприятию быть экономически эффективным. При этом у каждого человека есть тот потенциал, который зачастую оказывается недораскрыт даже им самим. Поговорим о существующих методиках, позволяющих выявить таланты и возможности ваших сотрудников. Приведем примеры действующих в ведущих российских компаниях программ.