Понимание различных психотипов людей поможет грамотно организовать рабочий процесс. Расскажем, в чем отличие рационалов от иррационалов, что выбивает из колеи тех и других, какие сильные и слабые стороны они имеют и как могут сосуществовать в рабочем коллективе. Научим, как правильно ставить им рабочие задачи, планировать и контролировать. Кого эффективнее ставить на планово-организационные процессы, а кто будет полезнее в мозговых штурмах и прорывах?

Сегодня существует огромное количество книг и других материалов по тайм-менеджменту, целеполаганию, повышению собственной продуктивности. Люди ходят на тренинги и семинары, выполняют задания, призванные раскрыть их потенциал, повысить планку достижений, избавить от лени. Но большинство этих методик работают, только если использовать их постоянно. Несомненно, идея четкого плана, режима, системности, регулярности – ​это пьедестал, на котором стоит статуя современного успешного человека. И эта же идея является «таблеткой» от неудач и «витаминкой» для карьерного роста. Но действуют эти «таблетки и витамины» не на всех. Одним они легко и быстро помогают, на других их действие бывает столь непродолжительным, что можно говорить о полном провале назначенного «лечения». «Врачи» (они же авторы книг, тренеры и пр.) в этих случаях говорят, что «пациент» сам виноват: «лечился» нерегулярно, нарушал «режим приема таблеток» и злостно прогуливал «лечебные процедуры». Но при этом у такого «пациента» регулярный прием «таблеток» снижает настроение, он становится раздраженным, и даже успехи его совершенно не радуют. Так что же не так с этими людьми?

Существует множество делений людей на различные типы. Сегодня мы поговорим об одном из них – ​делении на рационалов и иррационалов.

Рационалы – ​это как раз те, кому комфортно в состоянии плановости, часов и минут, систематичности, организованности и продуманности. На них рассчитаны большинство книг и руководств, и именно они в состоянии все эти руководства успешно применить на практике, да еще и других побудить им следовать. Карьерная лестница в ее классическом исполнении идеальна и реально удобна для рационала.

Все то, что естественно и комфортно для рационала, для иррационала – ​настоящее прокрустово ложе: либо ноги придется отрезать, либо голову. Это не означает, что иррационал не может жить в состоянии плановости, организованности, расставленных приоритетов и систематичности. Может. Но очень короткий промежуток времени. Дальше он «перегорает». Раздражение растет, напряжение копится, мотивация резко падает, а вместе с ней и настроение. Как следствие, цели и приоритеты летят в пропасть, потому что в рационально-четком графике иррационалу «что воля, что неволя – ​все равно».

В обществе принято считать, что рационал – ​это образец для подражания. Жить так, как он, правильно, именно к этому нужно стремиться. Иррационалам с детства ставят рационалов в пример, называя иррационала ленивым, невнимательным, непоследовательным, хватающимся за сто дел одновременно. Рационалов легко мотивировать, поэтому они при должном внимании со стороны родителей и учителей легко становятся отличниками, спортсменами, победителями школьных олимпиад. Иррационалов же обвиняют в отсутствии силы воли и пытаются их подстроить под рациональный мир.

Во взрослом возрасте рационал великолепно чувствует себя в большой корпорации, живущей по принципам понятной и четкой системы. Он готов соответствовать этому ритму в обмен на карьерный рост и финансовую мотивацию. Иррационалу в корпорации «душно» и некомфортно. То, что рационала мотивирует, для иррационала,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как выбрать наилучшего кандидата, если их слишком много?

Обсудим, что делать, если на рынке намного больше соискателей, чем вам необходимо. Хорошо это или плохо? Как сделать наилучший выбор, не ошибиться и не взять на работу такого человека, который только кажется подходящим, но на самом деле таковым не является? Как сократить усилия HR-специалиста по подбору персонала и выиграть при этом в качестве?

Зачем раскрывать потенциал сотрудников

Сотрудники компании, их квалификация, мотивация, желание вкладывать силы в общее дело – ​это один из тех ресурсов, который позволяет предприятию быть экономически эффективным. При этом у каждого человека есть тот потенциал, который зачастую оказывается недораскрыт даже им самим. Поговорим о существующих методиках, позволяющих выявить таланты и возможности ваших сотрудников. Приведем примеры действующих в ведущих российских компаниях программ.

Как удерживать внимание участников на онлайн-встречах

Из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие офлайн-мероприятия, в том числе корпоративные (совещания, тренинги и пр.), были перенесены в Интернет. Но даже на самых интересных онлайн-встречах внимание аудитории рассеивается. Пришло сообщение в социальную сеть, захотелось попить, позвали из другой комнаты, и все, внимание потеряно. Расскажем, каким образом удержать внимание аудитории в онлайн, как для этого подготовиться к встрече.

Как научиться скорочтению

Что такое «суперспособности»? И как научиться им, не отрываясь серьезно от работы? Поговорим об одном таком навыке – читать тексты не только быстро, но и качественно. Работа кадровика предполагает ежедневное изучение огромного количества информации, а, ускорив этот процесс, вы сможете добиться большего за отведенное время и, кто знает, – ​может быть, даже научитесь уходить с работы вовремя.

Как выбрать наилучшего кандидата, если их слишком много?

Обсудим, что делать, если на рынке намного больше соискателей, чем вам необходимо. Хорошо это или плохо? Как сделать наилучший выбор, не ошибиться и не взять на работу такого человека, который только кажется подходящим, но на самом деле таковым не является? Как сократить усилия HR-специалиста по подбору персонала и выиграть при этом в качестве?

Зачем раскрывать потенциал сотрудников

Сотрудники компании, их квалификация, мотивация, желание вкладывать силы в общее дело – ​это один из тех ресурсов, который позволяет предприятию быть экономически эффективным. При этом у каждого человека есть тот потенциал, который зачастую оказывается недораскрыт даже им самим. Поговорим о существующих методиках, позволяющих выявить таланты и возможности ваших сотрудников. Приведем примеры действующих в ведущих российских компаниях программ.

Как удерживать внимание участников на онлайн-встречах

Из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие офлайн-мероприятия, в том числе корпоративные (совещания, тренинги и пр.), были перенесены в Интернет. Но даже на самых интересных онлайн-встречах внимание аудитории рассеивается. Пришло сообщение в социальную сеть, захотелось попить, позвали из другой комнаты, и все, внимание потеряно. Расскажем, каким образом удержать внимание аудитории в онлайн, как для этого подготовиться к встрече.

Если работа вызывает стресс: простые приемы стресс-менеджмента

Стресс – ​это реакция организма на воздействие внешних неблагоприятных факторов. Это бич нашего времени. Испытать негативные эмоции легко, а справиться с ними – ​сложно. Что делать, если ваша работа содержит элементы, вызывающие у вас негативные переживания, – ​собеседования с кандидатами, увольнения работников, проверки ГИТ и других контрольных органов, конфликты с начальством и сотрудниками? Как справиться с ними, чтобы не нести этот груз домой, в семью, и тем более – ​не доводить до возникновения проблем со своим здоровьем? Расскажем, как справиться со стрессом и его негативными проявлениями.