Во время проверки контролирующими организациями кадровик должен понимать психологию проверяющих и держать под контролем свои эмоции, чтобы правильно выстроить собственную линию поведения. О том, как это сделать, поговорим в статье.

С точки зрения организации труда работа сотрудника кадровой службы отличается от других профессий. С одной стороны, рутинная работа, когда нужно кропотливо вести кадровый документооборот. Причем часто – ​в условиях хронического цейтнота, ведь времени всегда не хватает. А с другой стороны, при работе с людьми нужно обладать изрядной стрессоустойчивостью, иметь самообладание, уметь, как говорят японцы, «сохранять лицо» и правильно выстроить коммуникации с сотрудниками, которые часто сами находятся в стрессе. Что уж говорить о ситуациях, когда приходят представители контролирующих структур (например, ГИТ).

Люди вообще не любят, когда их проверяют. Вспомните школьные годы: стояние у доски, пересказ домашнего задания, контрольные работы или экзамены. Одни краснеют, другие бледнеют, иногда становится трудно дышать. В общем, хорошего мало. Мы стараемся избежать оценки нашей работы любыми путями: прогуливаем, отлыниваем, «заболеваем», придумываем себе «уважительные причины» – ​лишь бы не подвергаться оценке других людей (учителей, начальства, контролеров).

Тем не менее, грамотно общаясь с людьми из трудовой инспекции или другой государственной структуры, можно свести стресс к минимуму и даже извлечь пользу. Для этого нужно знать, во-первых, психологию проверяющего и, во-вторых, владеть навыками саморегуляции.

Психология проверяющего

Проверяющие подчас могут вести себя довольно жестоко. Для человека, которого подвергают проверке, болезненным является не сам факт оценки результатов его работы, а поведение другого лица – ​человека, который обладает властью и авторитетом и воспринимается как эксперт. Будучи проверяемыми, мы можем даже задаваться вопросом, почему контролеры так жестоки, так дотошны и все время недовольны?

Иногда может появляться мысль о том, что представитель госструктуры – ​прирожденный садист, изощренный в психологических пытках. Откуда у людей берется пресловутая жестокость, почему многие проверяющие ведут себя не как люди, способные понять и простить? Почему у человека, надевшего мундир чиновника, пропадает все человеческое, когда за малейшую досадную ошибку в документах он может применить самые серьезные санкции, затрагивающие как организацию, так и лично кадрового специалиста?

К сведению

Известный американский исследователь Стэнли Милгрэм провел серию экспериментов, во время которых он пытался выяснить, насколько далеко могут пойти люди в причинении боли другим при условии, если это входит в их обязанности. Один из участников эксперимента должен был заучивать пары слов, а другой выступал в роли учителя. В качестве методического средства, «облегчающего» усвоение материала, учитель использовал электрический ток. К ученику были подключены электроды, и он должен был испытывать удары тока различной интенсивности всякий раз, когда учитель нажимал на кнопку. Учитель мог увеличивать напряжение с помощью переключателя, причем для того, чтобы знать, какое воздействие оказывается на испытуемого, около цифры, обозначающей величину напряжения, были надписи «Слабый удар» (Slight Shock), «Умеренный удар» (Moderate Shock), «Сильный удар» (Strong Shock), «Очень сильный удар» (Very Strong Shock), «Интенсивный удар» (Intense Shock), «Крайне интенсивный удар» (Extreme Intensity Shock), «Опасно: труднопереносимый удар» (Danger: Severe Shock). Конец шкалы напряжения составлял 450 вольт, удар током при таком напряжении приводит к летальному исходу. Ученик и учитель находились в разных комнатах, при этом в качестве ученика выступал подготовленный актер, который с помощью криков, стонов и мольбы изображал страдание (на самом деле он не получал удары током).

Эксперимент начинался, учитель произносил испытуемому слова, которые нужно было запомнить, а затем, когда ученик ошибался, производился удар током. Напряжение постепенно увеличивалось, ученик просил остановить эксперимент, просил о пощаде, жаловался на боли в сердце. Тем не менее до конца шкалы «дошли» две трети всех учителей. Другими словами, две трети людей были готовы убить другого человека только за то, что он никак не мог правильно выучить пары слов!

На испытуемых, выступавших в роли учителей, действовал авторитет экспериментатора. Экспериментатор не угрожал, не шантажировал, а просто просил их выполнить задание, говоря, что вся ответственность лежит на нем. Учителей просили перед экспериментом действовать не обращая внимания на жалобы их подопечных. При этом учителя были обычными среднестатистическими гражданами (перед экспериментом проводилось тестирование, чтобы в эксперименте приняли участие самые обычные люди).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как грамотно использовать дефис, тире, слеш и пробел

Письменная речь содержит помимо букв и другие знаки: арабские и римские цифры, орфографические небуквенные знаки, а также знаки препинания. Предлагаем вспомнить простые в исполнении знаки, очень схожие между собой, научиться не путать их и использовать правильно. Заодно повторим некоторые тонкости правил русского языка, в том числе не относящиеся к общеизвестным. Например, когда используется дефис, а не тире, как образуются наращения в числительных, записанных цифрами, как формируются наращения у нескольких идущих подряд числительных, как используются знаки в обозначении дат и времени, в каких случаях между числительными ставится тире, а не дефис, когда уместно в тексте документа поставить слеш (косую черту), когда ставятся пробелы в перечисленных знаках. Статья будет полезна всем кадровым специалистам, работающим с документами и стремящимся быть грамотными.

Трудоголизм: ценность или боль?

Сложно найти работодателя, который бы не хотел, чтобы каждый его работник был трудолюбив и отдавал всего себя работе. Однако обратной стороной трудолюбия выступает трудоголизм – реальная зависимость нашего времени. Выясняем, какими трудоголики бывают, чем полезен трудоголизм и чем он вреден, в том числе для работодателей.

Офисное хамство: распознать и нейтрализовать

О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.

Как синдром самозванца мешает карьерному росту

Что такое синдром самозванца? В чем опасность такого синдрома? Почему он мешает строить карьеру? Как работодателю распознать синдром самозванца у сотрудника и помочь от него избавиться без вреда для работы? Какие меры предпринять работодателю, чтобы не допустить появления синдрома самозванца у персонала? Даем работающие советы, как повысить самооценку и поддержать работника в подобной ситуации. Сможете пройти тест на синдром самозванца.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Как грамотно использовать дефис, тире, слеш и пробел

Письменная речь содержит помимо букв и другие знаки: арабские и римские цифры, орфографические небуквенные знаки, а также знаки препинания. Предлагаем вспомнить простые в исполнении знаки, очень схожие между собой, научиться не путать их и использовать правильно. Заодно повторим некоторые тонкости правил русского языка, в том числе не относящиеся к общеизвестным. Например, когда используется дефис, а не тире, как образуются наращения в числительных, записанных цифрами, как формируются наращения у нескольких идущих подряд числительных, как используются знаки в обозначении дат и времени, в каких случаях между числительными ставится тире, а не дефис, когда уместно в тексте документа поставить слеш (косую черту), когда ставятся пробелы в перечисленных знаках. Статья будет полезна всем кадровым специалистам, работающим с документами и стремящимся быть грамотными.

Офисное хамство: распознать и нейтрализовать

О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.