Эмоциональный интеллект – это очень популярное в последние годы словосочетание. Почему он так важен всем тем, кто пересекается в своей работе с людьми? В статье разбираемся, что это такое и как его можно использовать в повседневной работе кадровика. Рассказываем, в каких сферах в компании его применение будет особенно эффективно. Какими методами это можно достигнуть на практике. Освоите техники овладения новым популярным рабочим инструментом, оцените все его возможности и ограничения, чтобы применять его точечно, где необходимо, а не там, где он, скорее всего, окажется бесполезен или даже вреден.
Основы эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence), – это умение распознавать человеческие эмоции, как в отношении других людей, так и свои собственные. К нему также относится навык управления эмоциями как у себя, так и у других людей. Понятие было введено в 1990 году статьей Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект».
Схематически эмоциональный интеллект можно представить в виде модели 1 из 4 составляющих элементов:
Остановимся подробнее на каждой составляющей модели:
1) восприятие эмоций – это способность распознавать эмоции, свои и чужие. Для этого нужно уметь «читать» их по мимике, жестам и т. д.;
2) понимание эмоций – это способность понимать мысли и чувства, свои и других людей, находить причины и следствия, логически анализировать то, что человек чувствует и почему;
3) использование эмоций – это способность человека с помощью эмоций заставлять себя что-то делать;
4) управление эмоциями – способность с помощью нужных эмоций достигать поставленных целей, а также использовать эмоции в отношениях с другими людьми.
Наиболее известной на сегодняшний день является модель эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана. Он считает, что эмоциональный интеллект – это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей 2.
Составляющие модели Дэниеля Гоулмана:
- Самопознание – способность понимать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны.
- Саморегуляция – способность контролировать эмоции.
- Мотивация – способность направлять себя и других для достижения цели.
- Эмпатия – способность сопереживать другим людям.
- Социальные навыки – способность выстраивать свои отношения с людьми в обществе.
Если обобщить обе эти модели, то можно таким образом сформулировать определение понятия эмоциональный интеллект – это способность распознавать эмоции и использовать их для достижения своих целей как лично, так и в социуме. Есть и другие модели эмоционального интеллекта, они отличаются количеством включенных в них способностей, но принцип понятен. Человек, который с одного взгляда или по тону голоса понимает мысли и чувства собеседника, может больше, чем тот, кто этого не понимает или не чувствует.
К моделям эмоционального интеллекта существует множество разнообразных тестов, но не следует ими увлекаться. Главное – не сколько баллов EQ вы набрали в результате...