Top.Mail.Ru
Эмоциональный интеллект – ​это очень популярное в последние годы словосочетание. Почему он так важен всем тем, кто пересекается в своей работе с людьми? В статье разбираемся, что это такое и как его можно использовать в повседневной работе кадровика. Рассказываем, в каких сферах в компании его применение будет особенно эффективно. Какими методами это можно достигнуть на практике. Освоите техники овладения новым популярным рабочим инструментом, оцените все его возможности и ограничения, чтобы применять его точечно, где необходимо, а не там, где он, скорее всего, окажется бесполезен или даже вреден.

Основы эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence), – ​это умение распознавать человеческие эмоции, как в отношении других людей, так и свои собственные. К нему также относится навык управления эмоциями как у себя, так и у других людей. Понятие было введено в 1990 году статьей Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект».

Схематически эмоциональный интеллект можно представить в виде модели 1 из 4 составляющих элементов:

Остановимся подробнее на каждой составляющей модели:

1) восприятие эмоций – ​это способность распознавать эмоции, свои и чужие. Для этого нужно уметь «читать» их по мимике, жестам и т. д.;

2) понимание эмоций – ​это способность понимать мысли и чувства, свои и других людей, находить причины и следствия, логически анализировать то, что человек чувствует и почему;

3) использование эмоций – ​это способность человека с помощью эмоций заставлять себя что-то делать;

4) управление эмоциями – ​способность с помощью нужных эмоций достигать поставленных целей, а также использовать эмоции в отношениях с другими людьми.

Наиболее известной на сегодняшний день является модель эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана. Он считает, что эмоциональный интеллект – ​это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей 2.

Составляющие модели Дэниеля Гоулмана:

  1. Самопознание – ​способность понимать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны.
  2. Саморегуляция – ​способность контролировать эмоции.
  3. Мотивация – ​способность направлять себя и других для достижения цели.
  4. Эмпатия – ​способность сопереживать другим людям.
  5. Социальные навыки – ​способность выстраивать свои отношения с людьми в обществе.

Если обобщить обе эти модели, то можно таким образом сформулировать определение понятия эмоциональный интеллект – ​это способность распознавать эмоции и использовать их для достижения своих целей как лично, так и в социуме. Есть и другие модели эмоционального интеллекта, они отличаются количеством включенных в них способностей, но принцип понятен. Человек, который с одного взгляда или по тону голоса понимает мысли и чувства собеседника, может больше, чем тот, кто этого не понимает или не чувствует.

К моделям эмоционального интеллекта существует множество разнообразных тестов, но не следует ими увлекаться. Главное – ​не сколько баллов EQ вы набрали в результате...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Шаги к увеличению внутреннего ресурса организма

Началось лето. Самое время как следует отдохнуть, но практически всегда есть работники, которым отпуск в ближайшее время не светит в силу тех или иных обстоятельств. А ресурсы организма могут уже оказаться на исходе. Говорим о том, как офисному (да и не только) сотруднику понять, что ресурс скоро начнет иссякать, чтобы принять превентивные меры, какие упражнения помогут экстренно этот ресурс восполнить. Разбираемся, какие могут быть признаки оттока энергии у работника и что может предпринять работодатель, чтобы это не привело к выгоранию и не сказалось на рабочем процессе негативно.

Не женское дело, или Как женщины выбирают мужские профессии

Разбираем стереотипы о чисто мужских и чисто женских профессиях. Какие профессии предпочитает сильный и слабый пол? Приводим примеры вдохновляющих историй женщин (и некоторых мужчин), которые не действовали по шаблону и выбрали карьеру в совершенно неожиданных, не свойственных их полу направлениях – капитаны морских судов и пилоты самолетов, проектировщики, таксисты, спасатели и пр. Объясняем, почему женщины выбирают нехарактерные, порой сложные физически, профессии, а также что делать, если на собеседовании или позже в ходе работы столкнетесь с сексизмом, мизандрией или мизогинией. Моделируем ситуации, которые могут насторожить женщину – соискательницу вакансии на «мужское» место или даже сотрудницу со стажем, и даем советы, как с ними бороться.

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Имидж, бренд и репутация

Сложно представить человека, который не слышал бы об имидже, бренде и репутации. Рассказываем, что они означают, чем отличаются друг от друга, чем могут быть полезны и почему стоит их формировать и беречь. Говорим не только о личном имидже и репутации, но также об их значении для бизнеса, а также почему важно следить, чтобы пропагандируемые ценности и имидж коррелировали с поведением сотрудников на местах. Даем советы по построению и управлению имиджем, формированию репутации. Будете в курсе, почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж, что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет, когда можно говорить про множественные репутации, а также можно ли сформировать имидж и репутацию с помощью агрессивной рекламы.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Шаги к увеличению внутреннего ресурса организма

Началось лето. Самое время как следует отдохнуть, но практически всегда есть работники, которым отпуск в ближайшее время не светит в силу тех или иных обстоятельств. А ресурсы организма могут уже оказаться на исходе. Говорим о том, как офисному (да и не только) сотруднику понять, что ресурс скоро начнет иссякать, чтобы принять превентивные меры, какие упражнения помогут экстренно этот ресурс восполнить. Разбираемся, какие могут быть признаки оттока энергии у работника и что может предпринять работодатель, чтобы это не привело к выгоранию и не сказалось на рабочем процессе негативно.

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.