Top.Mail.Ru
Эмоциональный интеллект – ​это очень популярное в последние годы словосочетание. Почему он так важен всем тем, кто пересекается в своей работе с людьми? В статье разбираемся, что это такое и как его можно использовать в повседневной работе кадровика. Рассказываем, в каких сферах в компании его применение будет особенно эффективно. Какими методами это можно достигнуть на практике. Освоите техники овладения новым популярным рабочим инструментом, оцените все его возможности и ограничения, чтобы применять его точечно, где необходимо, а не там, где он, скорее всего, окажется бесполезен или даже вреден.

Основы эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence), – ​это умение распознавать человеческие эмоции, как в отношении других людей, так и свои собственные. К нему также относится навык управления эмоциями как у себя, так и у других людей. Понятие было введено в 1990 году статьей Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект».

Схематически эмоциональный интеллект можно представить в виде модели 1 из 4 составляющих элементов:

Остановимся подробнее на каждой составляющей модели:

1) восприятие эмоций – ​это способность распознавать эмоции, свои и чужие. Для этого нужно уметь «читать» их по мимике, жестам и т. д.;

2) понимание эмоций – ​это способность понимать мысли и чувства, свои и других людей, находить причины и следствия, логически анализировать то, что человек чувствует и почему;

3) использование эмоций – ​это способность человека с помощью эмоций заставлять себя что-то делать;

4) управление эмоциями – ​способность с помощью нужных эмоций достигать поставленных целей, а также использовать эмоции в отношениях с другими людьми.

Наиболее известной на сегодняшний день является модель эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана. Он считает, что эмоциональный интеллект – ​это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей 2.

Составляющие модели Дэниеля Гоулмана:

  1. Самопознание – ​способность понимать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны.
  2. Саморегуляция – ​способность контролировать эмоции.
  3. Мотивация – ​способность направлять себя и других для достижения цели.
  4. Эмпатия – ​способность сопереживать другим людям.
  5. Социальные навыки – ​способность выстраивать свои отношения с людьми в обществе.

Если обобщить обе эти модели, то можно таким образом сформулировать определение понятия эмоциональный интеллект – ​это способность распознавать эмоции и использовать их для достижения своих целей как лично, так и в социуме. Есть и другие модели эмоционального интеллекта, они отличаются количеством включенных в них способностей, но принцип понятен. Человек, который с одного взгляда или по тону голоса понимает мысли и чувства собеседника, может больше, чем тот, кто этого не понимает или не чувствует.

К моделям эмоционального интеллекта существует множество разнообразных тестов, но не следует ими увлекаться. Главное – ​не сколько баллов EQ вы набрали в результате...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Восприятие цвета и его влияние на жизнь и работу

Многочисленные исследования показывают, что цвет может и обрадовать, и расстроить, и даже стать причиной конфликта. Вспомните хотя бы обиды из-за цветов в букете не желанного оттенка или споры на тему того, какой на самом деле имеет цвет шарфик или сумочка! Вот и давайте разберемся с гендерными особенностями восприятия цветов, а заодно и с некоторыми мифами, связанными с ними, чтобы использовать психологию цвета в своих интересах. Например, для выбора подарка, презентации перед начальством или подбора рабочего костюма. Узнаете подробности того, как исторически сложилось отмечание в феврале-марте известных сейчас всем праздников. Почему женщины и мужчины видят свет в разных красках. Возможно, ряд сведений станет для вас неожиданностью. А своими новыми знаниями сможете блеснуть при вручении подарков коллегам и близким людям, на корпоративе или просто дружеских посиделках!

Развиваем навык публичных выступлений

Для hr-специалиста уметь выступать публично, не стесняясь, уверенно и выразительно – ​полезный навык, которым вы можете блеснуть перед начальством и коллегами. Годовой доклад, выступление на конференции или речь на корпоративном празднике – ​уже давно не редкость в работе кадровика. Кто-то не может и слова вымолвить перед небольшой группой сотрудников, а кто-то спокойно держит внимание большой аудитории. Это не значит, что с первыми все потеряно. Научиться выступать публично вполне по силам, даже самостоятельно. Рассказываем, что для этого необходимо.

Что скажет почерк о характере

С помощью графологического анализа почерка можно многое сказать о человеке. Его характерные черты, склад ума, способности к коммуникации и генерированию идей. Профессионально проанализировать почерк может только специалист-графолог. Но в определенной степени этот метод доступен и не профессионалам. Узнаете, как формируется почерк, как мозг и личность человека влияют на него, а также каким образом анализ почерка может помочь работодателям в подборе, оценке и развитии персонала. В частности, даем практические рекомендации по определению в почерке самых общих черт характера применительно к конкретным видам деятельности на примерах разбора конкретных образцов почерка.

Как определить токсичность кандидата на этапе собеседования

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели основные типажи токсичных работников, при этом выделив среди них как умышленных, так и неумышленных вредителей офисной атмосферы. Несмотря на то что часть работников действует без умысла, нервозный накал в коллективе меньше не становится. Что же делать для профилактики токсичных отношений в офисе? Подобно тому, как болезнь легче предупредить, чем потом лечить, так и токсичного работника лучше в офис изначально не пускать. Для этого следует учесть, что часть «симптомов» токсичности соискателя видна уже на собеседовании или даже перед ним. С помощью нашей статьи станете обладателем такого навыка – пригодится как в работе, так и в обычной жизни.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Рабочая переписка в корпоративном мессенджере

Все больше организаций заводят корпоративные чаты для быстрого общения между сотрудниками. Это действительно удобно. Сообщение мгновенно оказывается на телефоне или другом гаджете коллеги (подчиненного, руководителя). В статье рассказываем о корректном поведении в рабочем мессенджере, в частности, о каких правилах русского языка не стоит забывать, как быстро отвечать на сообщения, корректно ли отправлять их в нерабочее время, какие особенности общения в мессенджере нужно учитывать. Например, аббревиатуры интернет-общения, смайлики, мемы и др.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.

Что скажет почерк о характере

С помощью графологического анализа почерка можно многое сказать о человеке. Его характерные черты, склад ума, способности к коммуникации и генерированию идей. Профессионально проанализировать почерк может только специалист-графолог. Но в определенной степени этот метод доступен и не профессионалам. Узнаете, как формируется почерк, как мозг и личность человека влияют на него, а также каким образом анализ почерка может помочь работодателям в подборе, оценке и развитии персонала. В частности, даем практические рекомендации по определению в почерке самых общих черт характера применительно к конкретным видам деятельности на примерах разбора конкретных образцов почерка.