HR-отделу известно, что некоторые руководители любят использовать «метод кнута и пряника» без пряника. Они просто не понимают, что положительная мотивация более эффективна, чем отрицательная. Да и в связке они часто не работают. Уже доказано, что отрицательная обратная связь ничему не учит, а вот положительная, напротив, может стать тем фундаментом, который поможет руководителю и подчиненным установить продуктивные, партнерские отношения. Однако похвала не должна быть неискренней или формальной. Как правильно научиться хвалить подчиненных – ​в материале нашего эксперта-практика.

Само слово «начальник» частенько воспринимается людьми как удар кнута. Начальство, планерки, проверки – ​все это ужасающие и вводящие в унылое состояние слова. Надо сказать, что немалую лепту в такой образ вносят СМИ и искусство, где руководитель – ​всегда карающая десница, нечто разъяренное, брызжущее слюной и вызывающее негативные эмоции. Начальство боятся и тихо ненавидят. Его зачастую осуждают, но ничего не говорят против, даже если «любимый» начальник заходится в агрессивном порыве и теряет над собой контроль. Про таких руководителей ходят анекдоты.

Пример 1

Варвара Петровна, начальник службы по работе с персоналом крупной фармацевтической компании, проводя собрания и обращая внимание на недостатки в работе, поступает следующим образом: выбирает наиболее тихую «жертву» и кричит на нее, «заводясь» до самозабвения. Начинает она с рабочих моментов – ​что-то сделано не в срок, не совсем аккуратно, о чем-то вовремя не доложено и так далее. А потом, измотав «противника», она, как опытный боксер, наносит своему «оппоненту» серию точных «ударов». Это, как правило, пара обидных личных замечаний. «И вообще, – ​может сказать Варвара Петровна, – ​ходишь ты какая-то вялая, непричесанная, выглядишь хмуро. Понятно, почему не замужем до сих пор», – ​уже вполголоса говорит она, завершая тираду и «нокаутируя» подчиненную.

Все остальные сотрудники, конечно же, сидят тихо, как мыши. Ведь если начнешь «выступать», в следующий раз «прилетит» и тебе. Варвара Петровна – ​человек злопамятный и мстительный. Уж если что решила, то обязательно выполнит. Многие помнят случай, когда она уволила старшего специалиста по кадрам, которая позволила себе (страшно подумать!) разговаривать по мобильному телефону, идя по коридору офиса и жизнерадостно хихикая. Навстречу шла грозная Варвара Петровна, а «эта наглая и невоспитанная» даже не удосужилась поздороваться, будучи увлечена разговором.

Для многих руководителей различные праздники – ​как нож в сердце. А все потому, что приходится говорить сотрудникам что-то приятное. Не будешь же по привычке отчитывать всех на Новый год за все опоздания, которые были в уходящем году? Чтобы ввести человека в унылое и тоскливое состояние, большого ума не нужно, а чтобы подбодрить, воодушевить, научить – ​требуется работа и души, и интеллекта.

Пример 2

Семен Анатольевич, заместитель директора по персоналу коммерческого банка, пригласил в свой кабинет Андрея, одного из специалистов кадровой службы. Изначально Семен Анатольевич хотел поговорить с ним в позитивном ключе – ​поздравить с днем рождения, пожелать всяческих благ, поощрить стремление Андрея к профессиональному росту, обратить внимание на некоторые недостатки, которые желательно искоренить. Но вышло иначе. Беседа быстро вошла в привычное русло. Багровый Семен Анатольевич вертел в руках шариковую ручку и кричал на побледневшего юбиляра, а последний что-то лепетал в свое оправдание. Под конец беседы начальник выкрикнул ему вслед: «А теперь иди и подумай, что ты можешь еще сделать хорошего для нашей компании!»

Природа «административного поведения»

Демонстрация силы – ​чаще всего...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Оформите подписку на 1-е полугодие 2022 года!
В ноябре скидка 15%.

Рекомендовано для вас

Требования к кандидатам в эпоху коронавируса

Пандемия вносит свои коррективы во все сферы жизни. В сложившихся обстоятельствах HR-менеджерам и руководителям следует немного изменить тактику подбора персонала и обращать внимание не только на профессиональные навыки и опыт, но и оценивать другие качества, о которых пойдет речь в статье. Это позволит укомплектовать штат нужными людьми, избежать текучки и сохранить конкурентоспособность.

Когда в работе важен эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – ​это очень популярное в последние годы словосочетание. Почему он так важен всем тем, кто пересекается в своей работе с людьми? В статье разбираемся, что это такое и как его можно использовать в повседневной работе кадровика. Рассказываем, в каких сферах в компании его применение будет особенно эффективно. Какими методами это можно достигнуть на практике. Освоите техники овладения новым популярным рабочим инструментом, оцените все его возможности и ограничения, чтобы применять его точечно, где необходимо, а не там, где он, скорее всего, окажется бесполезен или даже вреден.

Совещания в Zoom по телефону

Удаленная работа продолжается в компаниях полностью или частично. Многие работодатели используют Zoom для видеоконференций. Причем не секрет, что телефон заменяет нам персональный компьютер в решении рабочих вопросов. Смартфон всегда с нами, и все больше рабочих функций становится доступно именно на нем. Мы уже рассказывали, как можно использовать программу Zoom для организации видеосовещаний при помощи компьютера. Сейчас поговорим об особенностях настройки Zoom в телефоне.

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Рабочая переписка в корпоративном мессенджере

Все больше организаций заводят корпоративные чаты для быстрого общения между сотрудниками. Это действительно удобно. Сообщение мгновенно оказывается на телефоне или другом гаджете коллеги (подчиненного, руководителя). В статье рассказываем о корректном поведении в рабочем мессенджере, в частности, о каких правилах русского языка не стоит забывать, как быстро отвечать на сообщения, корректно ли отправлять их в нерабочее время, какие особенности общения в мессенджере нужно учитывать. Например, аббревиатуры интернет-общения, смайлики, мемы и др.

Как научиться умению убеждать

Как научиться обосновывать свою позицию и изменять точку зрения собеседника? Это крайне важное умение порой имеет большее значение, чем профессиональные навыки, волевые и морально-нравственные качества. Оно пригодится не только в серьезных вопросах (повышение в должности или зарплаты), но и по мелочам (раньше уйти с работы, попросить служебный автомобиль и т.д.). Расскажем об ошибках, которые часто допускают люди, пытаясь кого-нибудь убедить в своей правоте, и методах, как их не допускать.

Как справиться с агрессией в коллективе

Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.