Top.Mail.Ru

Манипуляции и эмоциональный шантаж: вскрыть, пресечь, блокировать

Что такое манипуляция? Как понять, что вами манипулируют? В чем причина и что движет манипуляторами? Почему они не могут прямо озвучить свои желания? Какие виды манипуляций бывают? Что означает эмоциональный шантаж? Почему люди к нему прибегают? Как поступить, если вас шантажируют на работе? Каковы причины, по которым люди становятся жертвами манипуляции? Как с этим бороться? Ответы на эти и другие вопросы, а также разбор ситуаций на конкретных примерах смотрите в статье. Пригодится как на работе, так и в личных, семейных взаимоотношениях.

Тема манипуляций сейчас весьма популярна, и часто в беседе можно услышать фразу: «Я знаю, что мной манипулируют!», но при этом забывается главное, что манипуляция – ​это всегда скрытое психологическое воздействие. То есть в принципе манипуляцию вы не должны ни видеть, ни чувствовать. Ровно в тот момент, когда вы четко понимаете, что вами манипулируют, а возможно, еще и осознаете тип воздействия, речи уже ни о каком манипулятивном влиянии нет.

Когда вы вскрываете манипуляцию, вы начинаете ее отрабатывать, а значит, это уже другой тип взаимодействия: это либо некая игра, либо прямой диалог с манипулятором. Настоящая же манипуляция, жертвой которой вы можете оказаться, подразумевает обязательно скрытый характер воздействия (поэтому и возникает понятие «жертва»). Более того, она является еще и насильственной. Почему? Потому что манипулятор пытается вас вынудить сделать что-либо против вашей воли, то есть сыграть на ваших чувствах, эмоциях, ощущениях, отношениях. Вас вынуждают сделать то, что хочет другой человек. А раз речь идет о желаниях другого, то мы можем сказать и еще об одной обязательной характеристике манипулятивного воздействия – ​интересе манипулятора. При этом озвучивать напрямую свой интерес человек не хочет, поэтому и прибегает к психологическому влиянию. Здесь у вас, наверняка, должен возникнуть резонный вопрос, почему же манипулятор не говорит прямо о своих желаниях и потребностях?

Причины манипуляции

Причин такого поведения может быть несколько, и все они достаточно прозаичны. Первая – ​человек не умеет благодарить. Ему кажется, что если он кого-то о чем-либо попросит (многие связывают момент просьбы еще и с унижением для себя, с тем, что ставят себя якобы в слабое и зависимое положение), то в момент, когда просьба будет выполнена, он останется неким образом должен (как минимум искренне поблагодарить, как максимум ответить чем-то подобным, тоже быть готовым что-то выполнить для того, кто пошел навстречу). И вот самая базовая и простая причина манипуляции – ​люди не умеют, не хотят, не желают благодарить. Многие даже не могут слова подобрать для благодарности. Но и просить этот тип людей тоже не умеет! Дело в том, что просьба – ​это не намек, а прямое и конкретное выражение в словесной форме того, что хотелось бы получить. Приведем простой пример такой замены просьбы намеками разной степени тонкости. Сотрудник, находящийся в хороших отношениях с руководителем, вместо того, чтобы напрямую сказать, что ему нужен дополнительный выходной или возможность уйти пораньше с работы, начинает рассказывать о проблемах дома или о постоянной усталости, ожидая, что шеф сам предложит то, чего хочется манипулятору.

Вторая причина манипуляций заключается в том, что человек боится, что ему откажут в просьбе. Мы же помним, что для манипулятора просьба фактически ощущается как унижение, а тут есть вероятность, что он, в его интерпретации, так унизился, а ему еще и отказом ответили. И в этой точке нужно вспомнить: кто обычно не умеет воспринимать отказы? Кто на отказ в просьбе может обидеться, расплакаться, начать падать на пол и требовать свое? Все правильно – ​маленькие дети. Типичная детская реакция – ​не принимать отказ. Здорово, если в нужное время родители объяснили ребенку, что человек имеет право отказа, что просьба не подразумевает обязательного согласия, что просьба предполагает вариативность ответов: и согласие, и несогласие, и, например, компромиссное изменение условий. И что реакция на просьбу никак не связана с тем, что человек хороший или плохой, а основывается она на обстоятельствах, возможностях и даже, в конце концов, желании, нежелании или настроении. Поэтому так важно уметь вести грамотный диалог, аргументированно объясняя, почему желаемое надо сейчас, а не потом, а также прокачивать навык поиска решений «win-win».

Однако есть те, кто и во взрослом возрасте остаются с инфантильной реакцией и полной убежденностью, что если попросили, то вторая сторона обязана непременно исполнить желание. Эта установка в итоге порождает манипулятивные конструкции разной степени сложности, которые создаются вместо того, чтобы попросить напрямую. Например, вести долгие разговоры о безопасности движения и возможных авариях вместо того, чтобы прямо сказать, что надо купить новые шины на автомобиль.

Кстати, если сейчас вы поймали себя на том, что тоже боитесь отказа и прибегаете к манипуляциям вместо простых просьб, то признайтесь, что этот страх – ​детская позиция. В жизни бывает по-всякому, люди имеют полное право вам отказывать или соглашаться. Если люди соглашаются, то это причина...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Организуем корпоратив в русском стиле

Самое время задуматься, как в компании будет отмечаться Новый год. Автор предлагает обратиться к русским традициям празднования, использовав их в игровом формате. Это необычно, весело и, самое главное, интересно! Рассказываем, что может дать такой корпоратив и как его организовать и провести.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.