Top.Mail.Ru

Манипуляции и эмоциональный шантаж: вскрыть, пресечь, блокировать

Что такое манипуляция? Как понять, что вами манипулируют? В чем причина и что движет манипуляторами? Почему они не могут прямо озвучить свои желания? Какие виды манипуляций бывают? Что означает эмоциональный шантаж? Почему люди к нему прибегают? Как поступить, если вас шантажируют на работе? Каковы причины, по которым люди становятся жертвами манипуляции? Как с этим бороться? Ответы на эти и другие вопросы, а также разбор ситуаций на конкретных примерах смотрите в статье. Пригодится как на работе, так и в личных, семейных взаимоотношениях.

Тема манипуляций сейчас весьма популярна, и часто в беседе можно услышать фразу: «Я знаю, что мной манипулируют!», но при этом забывается главное, что манипуляция – ​это всегда скрытое психологическое воздействие. То есть в принципе манипуляцию вы не должны ни видеть, ни чувствовать. Ровно в тот момент, когда вы четко понимаете, что вами манипулируют, а возможно, еще и осознаете тип воздействия, речи уже ни о каком манипулятивном влиянии нет.

Когда вы вскрываете манипуляцию, вы начинаете ее отрабатывать, а значит, это уже другой тип взаимодействия: это либо некая игра, либо прямой диалог с манипулятором. Настоящая же манипуляция, жертвой которой вы можете оказаться, подразумевает обязательно скрытый характер воздействия (поэтому и возникает понятие «жертва»). Более того, она является еще и насильственной. Почему? Потому что манипулятор пытается вас вынудить сделать что-либо против вашей воли, то есть сыграть на ваших чувствах, эмоциях, ощущениях, отношениях. Вас вынуждают сделать то, что хочет другой человек. А раз речь идет о желаниях другого, то мы можем сказать и еще об одной обязательной характеристике манипулятивного воздействия – ​интересе манипулятора. При этом озвучивать напрямую свой интерес человек не хочет, поэтому и прибегает к психологическому влиянию. Здесь у вас, наверняка, должен возникнуть резонный вопрос, почему же манипулятор не говорит прямо о своих желаниях и потребностях?

Причины манипуляции

Причин такого поведения может быть несколько, и все они достаточно прозаичны. Первая – ​человек не умеет благодарить. Ему кажется, что если он кого-то о чем-либо попросит (многие связывают момент просьбы еще и с унижением для себя, с тем, что ставят себя якобы в слабое и зависимое положение), то в момент, когда просьба будет выполнена, он останется неким образом должен (как минимум искренне поблагодарить, как максимум ответить чем-то подобным, тоже быть готовым что-то выполнить для того, кто пошел навстречу). И вот самая базовая и простая причина манипуляции – ​люди не умеют, не хотят, не желают благодарить. Многие даже не могут слова подобрать для благодарности. Но и просить этот тип людей тоже не умеет! Дело в том, что просьба – ​это не намек, а прямое и конкретное выражение в словесной форме того, что хотелось бы получить. Приведем простой пример такой замены просьбы намеками разной степени тонкости. Сотрудник, находящийся в хороших отношениях с руководителем, вместо того, чтобы напрямую сказать, что ему нужен дополнительный выходной или возможность уйти пораньше с работы, начинает рассказывать о проблемах дома или о постоянной усталости, ожидая, что шеф сам предложит то, чего хочется манипулятору.

Вторая причина манипуляций заключается в том, что человек боится, что ему откажут в просьбе. Мы же помним, что для манипулятора просьба фактически ощущается как унижение, а тут есть вероятность, что он, в его интерпретации, так унизился, а ему еще и отказом ответили. И в этой точке нужно вспомнить: кто обычно не умеет воспринимать отказы? Кто на отказ в просьбе может обидеться, расплакаться, начать падать на пол и требовать свое? Все правильно – ​маленькие дети. Типичная детская реакция – ​не принимать отказ. Здорово, если в нужное время родители объяснили ребенку, что человек имеет право отказа, что просьба не подразумевает обязательного согласия, что просьба предполагает вариативность ответов: и согласие, и несогласие, и, например, компромиссное изменение условий. И что реакция на просьбу никак не связана с тем, что человек хороший или плохой, а основывается она на обстоятельствах, возможностях и даже, в конце концов, желании, нежелании или настроении. Поэтому так важно уметь вести грамотный диалог, аргументированно объясняя, почему желаемое надо сейчас, а не потом, а также прокачивать навык поиска решений «win-win».

Однако есть те, кто и во взрослом возрасте остаются с инфантильной реакцией и полной убежденностью, что если попросили, то вторая сторона обязана непременно исполнить желание. Эта установка в итоге порождает манипулятивные конструкции разной степени сложности, которые создаются вместо того, чтобы попросить напрямую. Например, вести долгие разговоры о безопасности движения и возможных авариях вместо того, чтобы прямо сказать, что надо купить новые шины на автомобиль.

Кстати, если сейчас вы поймали себя на том, что тоже боитесь отказа и прибегаете к манипуляциям вместо простых просьб, то признайтесь, что этот страх – ​детская позиция. В жизни бывает по-всякому, люди имеют полное право вам отказывать или соглашаться. Если люди соглашаются, то это причина...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Лилия Пастушкова: «Системная помощь лучше мандариновой благотворительности»

Чем вредна так называемая мандариновая благотворительность? Почему в жизни каждого ребенка важен значимый взрослый? Какие волонтеры требуются некоммерческим организациям, поддерживающим молодежь и подростков, оставшихся без родителей? Как летние стажировки, практика и онлайн-семинары, организованные компаниями, могут помочь таким детям? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил директора АНО «Всегда рядом» Лилию Викторовну Пастушкову поделиться опытом, какую помощь детям-сиротам могут оказывать как любая организация, так и отдельные ее сотрудники.

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Почему не приживаются новые сотрудники?

Отдел кадров выполнил свою работу и подобрал на вакансию подходящего сотрудника. Казалось бы, все, можно радоваться. Но через какое-то время сотрудник увольняется. Почему? Разбираемся, какие ошибки совершают кадровик и руководитель, когда составляют объявления о вакансиях, проводят собеседования, принимают на работу. Объясняем, когда уже принятые сотрудники могут оказаться неподходящими, что учитывать при адаптации нового человека на работе. Называем причины, из-за которых, казалось бы, идеальный кандидат уходит сам. Даем советы руководителю, который ищет себе подчиненного, и hr-специалисту, как подобрать действительно адекватного кандидата и какую работу для этого придется провести со своей стороны.

Как отдыхать, чтобы с удовольствием работать

Лето уже не за горами, а с ним и начало отпускного сезона. В статье говорим о том, как лучше отдыхать, чтобы вернуться к работе действительно полными сил и энергии, с новым творческим потенциалом и запалом, которого бы хватило надолго; как выбрать лучший вариант отпуска из нескольких доступных. В том числе разбираем, как подбирать отдых под свой тип усталости. Возможно, предложенные автором техники отдыха окажутся полезными для вас.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Лилия Пастушкова: «Системная помощь лучше мандариновой благотворительности»

Чем вредна так называемая мандариновая благотворительность? Почему в жизни каждого ребенка важен значимый взрослый? Какие волонтеры требуются некоммерческим организациям, поддерживающим молодежь и подростков, оставшихся без родителей? Как летние стажировки, практика и онлайн-семинары, организованные компаниями, могут помочь таким детям? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил директора АНО «Всегда рядом» Лилию Викторовну Пастушкову поделиться опытом, какую помощь детям-сиротам могут оказывать как любая организация, так и отдельные ее сотрудники.