Top.Mail.Ru

Как поддержать персонал в кризис, если на это нет средств

Позволить себе профессионального корпоративного психолога может не всякая компания – ​только самые крупные. Что же можно сделать, когда организация сильно ограничена в средствах? Рассказываем, зачем нужно поддерживать работников во время нестабильных ситуаций и каким образом, не тратя дополнительные средства. Будете в курсе, почему массовые увольнения не помогают в стабилизации ситуации, насколько важно быть откровенными с коллективом и общаться по-человечески с персоналом, каким образом избавиться от токсичности на работе.

Экономический и финансовый кризис вне зависимости от масштабов – ​будь он мировым или «локальным» корпоративным – ​сложно назвать благополучной жизненной ситуацией. Хотя многие психологи называют кризис «подарком», открывающим перед человеком новые возможности. Однако к осознанию этого человеку необходимо еще прийти, да и то, насколько скоро человек придет к нему и придет ли вообще, зависит от многих факторов, включая тяжесть кризиса и особенности характера конкретного человека.

Как делали раньше, но как сейчас делать не надо

Большинство кризисов, случавшихся в XX веке и в начале XXI (примерно до 2010 года), вызывали у работодателей стремление оптимизировать затраты на персонал. В компаниях сокращались социальные программы, оплачиваемые за счет корпоративного бюджета, становились меньше зарплаты, проходило сокращение численности и/или штата (у крупных работодателей доходило до сокращения целых отделов или даже департаментов). В некоторых организациях проводилось не сокращение, а так называемое высвобождение работников, когда «наименее нужным» настойчиво предлагали уволиться по собственному желанию с применением репрессивных мер, если работник отказывался уйти сам.

Однако применение подобных мер достаточно быстро показало свою неэффективность. Руководство крупных компаний верит, что часть трудовых обязанностей уволенного персонала можно безболезненно переложить на оставшихся работников. Но постепенно проявляются негативные последствия. Начинается текучка кадров. Качество работы ухудшается, идут массовые жалобы клиентов. Учащаются случаи утечки персональных данных, уходя, обиженные работники мстят бывшим работодателям и пытаются хоть как-то заработать. Растут негативные слухи и сплетни о компании и ее высшем руководстве, что причиняет значительный вред деловой репутации. Как следствие, выход организации из убыточного периода существенно затягивается. Если начальству не удается остановить нарастающий снежный ком проблем, то последствия могут стать катастрофическими, от смены высшего руководства по решению недовольных учредителей и до банкротства крупных корпораций. Если же фирма небольшая, то сокращение и без того минимальных затрат на персонал часто приводит к тому, что руководитель буквально остается один, что во многих случаях приводит к добровольной ликвидации бизнеса.

Социологические исследования показывают, что кризис существенно сказывается на морально-психологическом состоянии даже тех работников, которым удается сохранить за собой рабочие места. Практически каждого сотрудника во время кризиса периодически охватывают базовые негативные эмоции – ​страх и тревога (вплоть до паники), гнев и злость, грусть. Эти эмоции дают толчок более длительным и глубоким чувствам и ощущениям, таким как апатия, депрессивность, общий пессимизм, рассеянность внимания, потеря концентрации – ​или наоборот, агрессивность (открытая или пассивная), вплоть до желания устроить итальянскую забастовку. С учетом того, что культура наличия личного психотерапевта и профилактического посещения его кабинета в нашей стране если не полностью отсутствует, то развита крайне слабо, – ​мало кому из персонала удается преодолеть кризис безболезненно для психики. Статистика показывает, что в кризис на фоне неудовлетворительного психологического климата растет и число физических (соматических) заболеваний. Персонал «разбегается» на больничные, вследствие чего опять же...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?

Что делать работодателю, если в качестве кандидата на вакансию к нему обращается специалист, имеющий в своем активе увольнение по статье? Нужно ли сразу отказывать такому кандидату в приеме на работу? В каких случаях действительно важно учитывать увольнение сотрудника по инициативе работодателя? Наконец, что делать, если сотрудник скрыл от работодателя, что с предыдущего места работы был уволен по статье? Разбираем на конкретных примерах.

Как избежать эмоционального выгорания на работе

Эмоциональное выгорание – это синдром, являющийся результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Разбираемся в том, как человек доходит до эмоционального выгорания, к каким последствиям оно приводит. Что сделать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием. А если все-таки оно случится, как выйти из этого состояния с наименьшими потерями. Предлагаем простой тест, чтобы проверить себя на наличие тревожных признаков.

Как реагировать на сплетни и слухи на работе

В любом коллективе, чаще женском, довольно часто распространяются слухи и сплетни. Говорим о том, откуда возникают сплетни, как на них реагировать и что делать, если о вас начали сплетничать.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Как реагировать на сплетни и слухи на работе

В любом коллективе, чаще женском, довольно часто распространяются слухи и сплетни. Говорим о том, откуда возникают сплетни, как на них реагировать и что делать, если о вас начали сплетничать.

Как избежать эмоционального выгорания на работе

Эмоциональное выгорание – это синдром, являющийся результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Разбираемся в том, как человек доходит до эмоционального выгорания, к каким последствиям оно приводит. Что сделать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием. А если все-таки оно случится, как выйти из этого состояния с наименьшими потерями. Предлагаем простой тест, чтобы проверить себя на наличие тревожных признаков.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.