Top.Mail.Ru

Как поддержать персонал в кризис, если на это нет средств

Позволить себе профессионального корпоративного психолога может не всякая компания – ​только самые крупные. Что же можно сделать, когда организация сильно ограничена в средствах? Рассказываем, зачем нужно поддерживать работников во время нестабильных ситуаций и каким образом, не тратя дополнительные средства. Будете в курсе, почему массовые увольнения не помогают в стабилизации ситуации, насколько важно быть откровенными с коллективом и общаться по-человечески с персоналом, каким образом избавиться от токсичности на работе.

Экономический и финансовый кризис вне зависимости от масштабов – ​будь он мировым или «локальным» корпоративным – ​сложно назвать благополучной жизненной ситуацией. Хотя многие психологи называют кризис «подарком», открывающим перед человеком новые возможности. Однако к осознанию этого человеку необходимо еще прийти, да и то, насколько скоро человек придет к нему и придет ли вообще, зависит от многих факторов, включая тяжесть кризиса и особенности характера конкретного человека.

Как делали раньше, но как сейчас делать не надо

Большинство кризисов, случавшихся в XX веке и в начале XXI (примерно до 2010 года), вызывали у работодателей стремление оптимизировать затраты на персонал. В компаниях сокращались социальные программы, оплачиваемые за счет корпоративного бюджета, становились меньше зарплаты, проходило сокращение численности и/или штата (у крупных работодателей доходило до сокращения целых отделов или даже департаментов). В некоторых организациях проводилось не сокращение, а так называемое высвобождение работников, когда «наименее нужным» настойчиво предлагали уволиться по собственному желанию с применением репрессивных мер, если работник отказывался уйти сам.

Однако применение подобных мер достаточно быстро показало свою неэффективность. Руководство крупных компаний верит, что часть трудовых обязанностей уволенного персонала можно безболезненно переложить на оставшихся работников. Но постепенно проявляются негативные последствия. Начинается текучка кадров. Качество работы ухудшается, идут массовые жалобы клиентов. Учащаются случаи утечки персональных данных, уходя, обиженные работники мстят бывшим работодателям и пытаются хоть как-то заработать. Растут негативные слухи и сплетни о компании и ее высшем руководстве, что причиняет значительный вред деловой репутации. Как следствие, выход организации из убыточного периода существенно затягивается. Если начальству не удается остановить нарастающий снежный ком проблем, то последствия могут стать катастрофическими, от смены высшего руководства по решению недовольных учредителей и до банкротства крупных корпораций. Если же фирма небольшая, то сокращение и без того минимальных затрат на персонал часто приводит к тому, что руководитель буквально остается один, что во многих случаях приводит к добровольной ликвидации бизнеса.

Социологические исследования показывают, что кризис существенно сказывается на морально-психологическом состоянии даже тех работников, которым удается сохранить за собой рабочие места. Практически каждого сотрудника во время кризиса периодически охватывают базовые негативные эмоции – ​страх и тревога (вплоть до паники), гнев и злость, грусть. Эти эмоции дают толчок более длительным и глубоким чувствам и ощущениям, таким как апатия, депрессивность, общий пессимизм, рассеянность внимания, потеря концентрации – ​или наоборот, агрессивность (открытая или пассивная), вплоть до желания устроить итальянскую забастовку. С учетом того, что культура наличия личного психотерапевта и профилактического посещения его кабинета в нашей стране если не полностью отсутствует, то развита крайне слабо, – ​мало кому из персонала удается преодолеть кризис безболезненно для психики. Статистика показывает, что в кризис на фоне неудовлетворительного психологического климата растет и число физических (соматических) заболеваний. Персонал «разбегается» на больничные, вследствие чего опять же...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Лилия Пастушкова: «Системная помощь лучше мандариновой благотворительности»

Чем вредна так называемая мандариновая благотворительность? Почему в жизни каждого ребенка важен значимый взрослый? Какие волонтеры требуются некоммерческим организациям, поддерживающим молодежь и подростков, оставшихся без родителей? Как летние стажировки, практика и онлайн-семинары, организованные компаниями, могут помочь таким детям? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил директора АНО «Всегда рядом» Лилию Викторовну Пастушкову поделиться опытом, какую помощь детям-сиротам могут оказывать как любая организация, так и отдельные ее сотрудники.

Как отдыхать, чтобы с удовольствием работать

Лето уже не за горами, а с ним и начало отпускного сезона. В статье говорим о том, как лучше отдыхать, чтобы вернуться к работе действительно полными сил и энергии, с новым творческим потенциалом и запалом, которого бы хватило надолго; как выбрать лучший вариант отпуска из нескольких доступных. В том числе разбираем, как подбирать отдых под свой тип усталости. Возможно, предложенные автором техники отдыха окажутся полезными для вас.

Почему не приживаются новые сотрудники?

Отдел кадров выполнил свою работу и подобрал на вакансию подходящего сотрудника. Казалось бы, все, можно радоваться. Но через какое-то время сотрудник увольняется. Почему? Разбираемся, какие ошибки совершают кадровик и руководитель, когда составляют объявления о вакансиях, проводят собеседования, принимают на работу. Объясняем, когда уже принятые сотрудники могут оказаться неподходящими, что учитывать при адаптации нового человека на работе. Называем причины, из-за которых, казалось бы, идеальный кандидат уходит сам. Даем советы руководителю, который ищет себе подчиненного, и hr-специалисту, как подобрать действительно адекватного кандидата и какую работу для этого придется провести со своей стороны.

Как наладить отношения в коллективе

Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Лилия Пастушкова: «Системная помощь лучше мандариновой благотворительности»

Чем вредна так называемая мандариновая благотворительность? Почему в жизни каждого ребенка важен значимый взрослый? Какие волонтеры требуются некоммерческим организациям, поддерживающим молодежь и подростков, оставшихся без родителей? Как летние стажировки, практика и онлайн-семинары, организованные компаниями, могут помочь таким детям? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил директора АНО «Всегда рядом» Лилию Викторовну Пастушкову поделиться опытом, какую помощь детям-сиротам могут оказывать как любая организация, так и отдельные ее сотрудники.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.

Почему не приживаются новые сотрудники?

Отдел кадров выполнил свою работу и подобрал на вакансию подходящего сотрудника. Казалось бы, все, можно радоваться. Но через какое-то время сотрудник увольняется. Почему? Разбираемся, какие ошибки совершают кадровик и руководитель, когда составляют объявления о вакансиях, проводят собеседования, принимают на работу. Объясняем, когда уже принятые сотрудники могут оказаться неподходящими, что учитывать при адаптации нового человека на работе. Называем причины, из-за которых, казалось бы, идеальный кандидат уходит сам. Даем советы руководителю, который ищет себе подчиненного, и hr-специалисту, как подобрать действительно адекватного кандидата и какую работу для этого придется провести со своей стороны.