Что такое синдром самозванца? В чем опасность такого синдрома? Почему он мешает строить карьеру? Как работодателю распознать синдром самозванца у сотрудника и помочь от него избавиться без вреда для работы? Какие меры предпринять работодателю, чтобы не допустить появления синдрома самозванца у персонала? Даем работающие советы, как повысить самооценку и поддержать работника в подобной ситуации. Сможете пройти тест на синдром самозванца.

Что такое синдром самозванца и как работодателю его распознать?

Синдром самозванца – это психологическое явление, состояние, когда человек не может свои достижения приписать себе, своим качествам, умениям, усилиям и профессионализму. А все успехи, которые у него уже есть, объясняет удачным стечением обстоятельств, судьбой или мимолетным везением. У него может быть три высших образования, огромный опыт работы, но он испытывает постоянные сомнения в своей компетентности и боится, что его «раскроют» как обманщика. Это состояние может снижать продуктивность, мешать карьерному росту и влиять отрицательным образом на атмосферу в коллективе.

Выделим 3 важных факта о синдроме самозванца:

  1. он присущ представителям любого пола в равной степени;
  2. не является заболеванием;
  3. характерен для любого работника, вне зависимости от того, начинающий ли это специалист или сотрудник с огромным опытом.

Синдром самозванца не выгоден как работодателю, так и работнику, ведь цена у него высока. Карьерная цена синдрома самозванца для работника:

  • зарплата ниже рынка (вы не просите прибавку, боясь проверки);
  • выгорание (постоянное напряжение, чтобы держать марку);
  • невидимый потолок (вас не продвигают, потому что вы сами избегаете инициативы).

Что же касается влияния на деятельность работодателя, то для него это чревато ощутимой потерей производительности труда таких работников:

  • они будут бояться проявлять инициативу, брать на себя ответственность, развиваться в компании и расти вместе с ней;
  • начнутся переработки, сотрудники не будут успевать в срок, поскольку постоянно будут перепроверять свою работу, и пр.

Важно понимать, что синдром самозванца – не доказательство недостаточности, а признак того, что человек выходит из зоны комфорта. Карьера, профессиональный и личностный рост строятся не на идеальности, а на смелости признавать ошибки и пробовать снова.

Поэтому исходим из того, что синдром самозванца – не недостаток, а особенность восприятия, с которой можно работать. Как непосредственный руководитель, так и опытный кадровик, замечая такие проявления, могут помочь сотруднику поверить в себя, что в итоге повысит его эффективность и лояльность к компании.

Главное – не игнорировать тревожные сигналы, а мягко и поддерживающе помогать их преодолевать.

Как понять, страдают ли ваши сотрудники синдромом самозванца? Самая простая диагностика – тестирование.

Тест на синдром самозванца

Задача – оценить, насколько каждое утверждение соответствует вашим ощущениям.

Ниже 15 вопросов, на которые вы должны быстро ответить «да» либо «нет».

  1. Я редко делюсь своими идеями, потому что боюсь, что они окажутся глупыми.
  2. Я боюсь, что коллеги или руководитель рано или поздно поймут, что я не так компетентен, как кажется.
  3. Я часто сравниваю себя с другими и считаю, что они умнее или талантливее меня.
  4. Мне трудно принимать похвалу, даже если я действительно хорошо поработал(а).
  5. Я избегаю сложных задач, потому что боюсь не справиться.
  6. Мне кажется, что, если бы люди знали, как я на самом деле работаю, они разочаровались бы во мне.
  7. Я часто испытываю тревогу перед новыми проектами, даже если имею нужный опыт.
  8. Я чувствую себя обманщиком(цей), когда меня хвалят за работу.
  9. Я избегаю рассказывать о своих профессиональных победах, чтобы не привлекать лишнего внимания.
  10. Мне кажется, что другие справляются с аналогичными задачами легче, чем я.
  11. Я испытываю вину, когда допускаю даже небольшие ошибки.
  12. Я часто перепроверяю свою работу, потому что не доверяю себе.
  13. Я считаю, что мои коллеги заслуживают успеха больше, чем я.
  14. Мне сложно просить о помощи, потому что это подтвердит мою некомпетентность.
  15. Я боюсь, что однажды все поймут, что я не на своем месте.

Результат:
1–3 «да» – низкий уровень синдрома самозванца;
4–5 «да» – умеренное проявление самозванца;
6–8 «да» – выраженный синдром самозванца, который может влиять на карьерный рост и самооценку;
9–15 «да» – очень высокий уровень проявления синдрома самозванца, рекомендуется работка с корпоративным психологом или коучем.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Чем страшна прокрастинация

Наверняка, даже не сведущий в психологии человек слышал о прокрастинации. Но далеко не каждый понимает, чем она плоха и как с ней бороться, особенно если дело касается рабочих задач. Прокрастинация – это откладывание важных дел, которое приводит к их накоплению и, как следствие, ведет к проблемам. Причем прокрастинаторы бывают самыми разными. Есть те, кто просто склонен полениться; есть дедлайнеры, которых мотивирует лишь доведение ситуации до аврала; встречаются и лжепрокрастинаторы. Поняв, к какому типу прокрастинации относится человек, можно начать с этим бороться. Предлагаем вам конкретные техники для самоидентификации и рассказываем, как быть в разных ситуациях. Например, когда надо делать необходимое через силу, когда лучше просто успокоиться, когда делегировать задачи.

Как выключить «тревожную кнопку»?

Сложно сейчас найти человека, который не испытывал бы целую бурю, прямо скажем, не самых позитивных эмоций в связи с происходящими событиями. У кого-то зашкаливает уровень тревожности, у кого-то начинаются приступы паники и страха, есть и те, кто испытывает вину и стыд. Давайте разберемся, как управлять собственными эмоциями и реакциями и все-таки взять себя в руки.

Эмоции под контролем

В новых условиях большинству людей оказалось сложно справиться с нарастающим психологическим напряжением, давлением негативных новостей, приступами паники, неуверенности в завтрашнем дне и отсутствием спокойствия в дне сегодняшнем. Эти состояния не только приводят к постоянному стрессу, но напрямую снижают личную эффективность. Поговорим о том, как держать отрицательные эмоции под контролем и не дать им управлять вашей жизнью, мешать благополучию. Дадим рекомендации, которые можно использовать на практике, чтобы жить счастливо.

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Чем страшна прокрастинация

Наверняка, даже не сведущий в психологии человек слышал о прокрастинации. Но далеко не каждый понимает, чем она плоха и как с ней бороться, особенно если дело касается рабочих задач. Прокрастинация – это откладывание важных дел, которое приводит к их накоплению и, как следствие, ведет к проблемам. Причем прокрастинаторы бывают самыми разными. Есть те, кто просто склонен полениться; есть дедлайнеры, которых мотивирует лишь доведение ситуации до аврала; встречаются и лжепрокрастинаторы. Поняв, к какому типу прокрастинации относится человек, можно начать с этим бороться. Предлагаем вам конкретные техники для самоидентификации и рассказываем, как быть в разных ситуациях. Например, когда надо делать необходимое через силу, когда лучше просто успокоиться, когда делегировать задачи.

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера

Менеджеры по персоналу чаще являются организаторами обучения, нежели непосредственными его исполнителями. Это связано с тем, что нанимать внешних специалистов на нерегулярной основе выгоднее, чем создавать собственный учебный центр. Но ситуация меняется. Организации растут, количество сотрудников увеличивается, и однажды предприятию понадобится свой тренинг-менеджер или бизнес-тренер. Можно, конечно, нанять специалиста, но лучше менеджеру по персоналу обучиться самому. Тем более в технологии преподавания и проведения тренингов нет ничего сложного.