Прием на работу и оформление трудовых отношений с работниками гражданской авиации

Мы продолжаем публиковать статьи об особенностях трудовых отношений с работниками различных профессий. Сегодня поговорим о работниках гражданской авиации, а точнее – о правилах оформления таких сотрудников на работу. Воздушный кодекс выделяет две категории работников гражданской авиации: сотрудники кабинного и летного состава. Разумеется, условия приема на работу летчиков гораздо жестче, чем бортпроводников. Поскольку автор статьи – сотрудник кадровой службы крупной авиакомпании, она не только рассказала о законодательных требованиях приема на работу персонала, но и поделилась собственным опытом проведения конкурсов при отборе кандидатов на соответствующие должности.
Рубрику «Профессия» продолжает статья, посвященная трудовым отношениям работников гражданской авиации. В ней мы расскажем о требованиях, предъявляемых к таким сотрудникам при приеме на работу, и о нюансах оформления «приемных» документов.

Правовая база

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения работников гражданской авиации, являются:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (а именно – статьи 328–330 и 413 ТК РФ);
  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • приказ Минтранса РФ от 21.11.2005 г. № 139 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации»;
  • постановление Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 996 «Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации»;
  • Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, конкурсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», введенные в действие приказом Минтранса России от 22.04.2002 г. № 50 (далее – приказ № 50);
  • постановление Министерства труда и социального развития РФ от 05.03.2004 г. № 29 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации» (в ред. приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2007 г. № 261) (далее – приказ № 29).

Конечно, существует и много других документов, о которых мы будем упоминать по ходу статьи.

Требования к работникам при приеме на работу

В соответствии со статьей 56 Воздушного кодекса Российской Федерации работников гражданской авиации условно можно разделить на две категории:

  • работников летного экипажа (командир воздушного судна, второй пилот, бортштурман, бортовой инженер, бортовой механик, включая инструкторов);
  • работников кабинного экипажа (бортпроводники и бортоператоры).

Требования, предъявляемые при приеме на работу, и условия труда работников этих категорий различаются между собой. И неудивительно: нагрузка и обязанности этих работников тоже очень разнятся.

Для наглядности приведем обязанности главного штурмана и бортпроводника (см. Пример 1).

Пример 1

Обязанности главного штурмана:

  • организация инспекции деятельности штурманской службы и штурманского обеспечения полетов авиационного предприятия, обеспечение экипажей воздушных судов аэронавигационной информацией, обучение руководящего, командно-летного и инструкторского состава авиационного предприятия всем видам применения авиации;
  • проверка уровня штурманской подготовки по самолетовождению командно-летного состава авиационного предприятия;
  • осуществление надзора за состоянием учета, хранения и обеспечения авиационного предприятия топографическими картами и штурманским снаряжением;
  • организация проведения мероприятий по совершенствованию штурманского обеспечения полетов, перелетов и специальных авиационных работ;
  • осуществление надзора за проведением штурманской подготовки к полетам, разборов полетов, анализа полетной документации;
  • осуществление инспекторских проверок служб обеспечения полетов авиационного предприятия по штурманскому направлению;
  • раздача предписаний по устранению вскрытых недостатков, контроль их исполнения;
  • расследование случаев потери экипажем ориентировки и отклонения маршрута воздушного судна от воздушных трасс; анализ этих нарушений и разработка мероприятий по их предотвращению и т.д.

В обязанности бортпроводников входит:

  • знание и выполнение требований Положения о службе бортпроводников, должностной инструкции и нормативных документов в части, его касающейся;
  • контроль состояния аварийно-спасательного и бытового оборудования воздушного судна и эксплуатация его в соответствии с Руководством по летной эксплуатации воздушного судна;
  • взаимодействие членов экипажа при аварийной посадке воздушного судна на воду, на сушу;
  • контроль количества, состояния упаковки и порядок размещения коммерческой загрузки на борту воздушного судна;
  • обеспечение соблюдения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна, своевременное информирование командира воздушного судна обо всех нарушениях этих правил и др.

Квалификационные требования к кандидатам при приеме на работу установлены в приказе № 29.

Одно из основных требований, предъявляемых к работникам гражданской авиации, – наличие специального образования. Работники летного состава должны иметь высшее или среднее специальное образование (Бугурусланское летное училище ГА, Академия гражданской авиации г. Санкт-Петербурга, Омское летное училище и т.п.). К бортпроводникам не столь жесткие требования. Как правило, работники кабинного состава (бортпроводники) имеют разнопрофильное образование, но предпочтение при поступлении на работу отдается лицам с медицинским образованием, владеющим иностранными языками.

Второе требование – наличие стажа работы. Такого требования нет только к кандидатам на должность:

  • начальника группы перронного контроля и досмотра...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, которым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?

Что делать работодателю, если в качестве кандидата на вакансию к нему обращается специалист, имеющий в своем активе увольнение по статье? Нужно ли сразу отказывать такому кандидату в приеме на работу? В каких случаях действительно важно учитывать увольнение сотрудника по инициативе работодателя? Наконец, что делать, если сотрудник скрыл от работодателя, что с предыдущего места работы был уволен по статье? Разбираем на конкретных примерах.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.