Top.Mail.Ru
Продолжаем цикл статей, посвященных подготовке и проведению тренингов силами hr-специалиста. Люди, которые имеют хотя бы небольшой опыт преподавания, понимают, насколько трудно порой выступать перед аудиторией. Конфликты, порядок принятия решений, ответственность отдельных участников, психологическая атмосфера – все это входит в сферу психологии групп. Если тренер не принимает во внимание данных механизмов, то контакт с группой он потеряет. Поэтому важно знать принципы и методы, позволяющие учитывать групповую динамику.

Hr-специалисту, начинающему вести тренинги, помимо знания этапов обучения и правил конструирования ролевых игр, о которых мы поговорили в двух последних номерах журнала, нужно понимать групповую динамику. Это обширное понятие, связанное с взаимоотношениями участников в группе. Зачем тренеру обращать внимание на данный аспект групповой работы? Почему бы ему просто не заняться обучением – давать задания, конструировать ролевые игры, проверять, оценивать, вести дискуссии? Дело в том, что готовность к обучению определяется не только желанием участников группы учиться, но и спецификой их взаимоотношений.

В тренинговой работе есть две стороны – учебная1 и социально-психологическая. Последняя включает в себя разные аспекты групповой динамики.

Люди, которые имеют хотя бы небольшой опыт преподавания, понимают, как бывает трудно выступать перед аудиторией, где учащиеся не знают друг друга. И не только из-за волнения, но и потому, что слушатели совершенно не готовы учиться, они пассивно воспринимают информацию, не вступая в диалог с преподавателем. Бывает, что в учебной группе появляется один член коллектива, который «тянет одеяло на себя», – выкрикивает, сомневается в словах учителя (тренера, преподавателя и т.д.), вносит смуту. Эти феномены связаны с групповой динамикой.

Конфликты, порядок принятия решений, ответственность отдельных участников, психологическая атмосфера тоже входят в сферу психологии групп. Если тренер не учитывает всех этих механизмов, то он, как говорят, «теряет контакт». Люди начинают вести себя непродуктивно: выясняют отношения между собой и с преподавателем, разбиваются на подгруппы, которые враждуют друг с другом, в группе появляются негативные лидеры (те, которые «ведут» не туда). Поэтому важно знать принципы и ­методы, позволяющие учитывать групповую динамику.

Немного истории

Надо сказать, что особенности взаимоотношений в учебной группе за всю историю человечества почти не изучались. В этом не было необходимости. В первобытном обществе обучение в основном происходило в семье, где дети учились необходимым навыкам (охотиться, готовить пищу, ухаживать за ранеными и т.д.) у родителей. Специализаций было мало. В основном все умели делать все, поэтому как таковых школ не было. Жрецы и старейшины выполняли особую роль – следили за дисциплиной в племени и за тем, чтобы не нарушались многочисленные табу. Впоследствии стали развиваться специализации и появились наставники. Обучение включало в себя телесные наказания, которые были направлены на то, чтобы облегчить усвоение материала.

Вряд ли первобытные учителя заботились о создании атмосферы обучения. Скорее всего, они не обращали внимания на соперничество и конфликты между учениками и больше сосредотачивались на содержании обучения.

В более поздние времена, например, в Древней Греции, в Спарте, воспитание было суровым, детей подвергали физическим наказаниям за проступки, заставляли терпеть боль, голод и холод. Исторические документы не содержат сведений о том, что наставники каким-то особым образом регулировали отношения в учебном коллективе. В быту спартанское воспитание часто хвалят, потому что оно готовило исполнительных и немногословных граждан своей страны, настоящих патриотов. Но «военная педагогика» Спарты не воспитала ни одного выдающегося мыслителя.

Однако такой подход был распространен не во всей Древней Греции. В Афинах обучение строилось немного по-другому. В этом городе существовало несколько школ с разными специализациями. В гимнастических школах обучали физическим практическим навыкам – фехтованию, плаванию, стрельбе, а в мусических – чтению, письму, декламации. Но здесь древнегреческие воспитатели активно использовали соревновательный принцип – поощряли учеников соревноваться друг с другом, таким образом оттачивая навыки. Поощрялись и словесные споры. Кстати, эти методы применяются в тренинговой работе. Соревновательный принцип используется, когда тренер разбивает группу на...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?

Что делать работодателю, если в качестве кандидата на вакансию к нему обращается специалист, имеющий в своем активе увольнение по статье? Нужно ли сразу отказывать такому кандидату в приеме на работу? В каких случаях действительно важно учитывать увольнение сотрудника по инициативе работодателя? Наконец, что делать, если сотрудник скрыл от работодателя, что с предыдущего места работы был уволен по статье? Разбираем на конкретных примерах.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.