Любой опытный тренер скажет, что обратная связь (как в отношении себя, так и обучающихся) – необходимый этап обучения. Есть несколько методов, которые можно использовать для организации получения обратной связи. Причем, чтобы эффект от нее был правильным, нужно соблюдать определенные принципы. Прочитав статью, вы научитесь принимать как положительную, так и отрицательную обратную связь, а также использовать ее во время тренингов.
Мы продолжаем серию статей для менеджеров по персоналу, решивших стать внутренними бизнес-тренерами. На этот раз речь пойдет о главном методическом принципе, который является основой тренинга, – обратной связи.
Термин «обратная связь» распространен среди управленцев, преподавателей, маркетологов и других специалистов, но больше всего им пользуются бизнес-тренеры и психологи. Как правило, он означает оценку поведения участников тренинговой группы. Но обратная связь – понятие более сложное, не сводимое к характеристикам и замечаниям преподавателя. Чтобы правильно вести занятия в группе, надо иметь развернутое понимание термина.
История появления
Термин всегда возникает не просто так, а когда в нем появляется необходимость. Что интересно, истоки понятия «обратная связь» берут свое начало не в психологии, истории, социологии или другой гуманитарной науке, а в… промышленности.
Обратная связь в технике
В 1788 году Джеймс Уатт, шотландский изобретатель, усовершенствовал паровую машину Ньюкомена. Это усовершенствование позволило использовать агрегат в промышленности. В конструкции был применен так называемый центробежный регулятор. Он представлял собой два шарика, подвешенных на рычагах. Когда вал вращался слишком быстро, рычаги под воздействием центробежной силы расходились и приводили в действие заслонку, которая уменьшала подачу пара. Таким образом поддерживалась оптимальная скорость вращения.
Правда, Джеймс Уатт не называл механизм обратной связью, сам термин появился вместе с другой наукой – кибернетикой.
…в кибернетике
Родоначальник кибернетики – Норберт Винер, американский ученый. Кибернетика – наука, которая описывает процесс и закономерности работы сложных систем – как живых (человек, общество, организация), так и неживых (компьютер, автомобиль).
Два базовых понятий кибернетики – «обратная связь» и «черный ящик». Черный ящик означает любую сложную систему (техническую, биологическую, социальную), принцип функционирования которой нам непонятен. У нее есть входы и выходы. На вход подаются какая-либо информация или ресурсы, а на выходе появляются другая информация или ресурсы.
Например, мы заливаем в кофейную машину воду и засыпаем кофе, а на выходе получаем чашку ароматного напитка. Аппарат в данном случае можно рассматривать как черный ящик, ведь мы не знаем процессов, которые происходят внутри него. Если нам не нравится вкус кофе, то в следующий раз мы засыплем в машину другой сорт зерен или выставим альтернативный режим приготовления. Это и есть обратная связь. Таким образом, система «кофейный аппарат» работает эффективнее (готовит вкуснее), когда получает сигнал из внешней среды и под его воздействием меняет свою работу.
…в биологии и медицине
Практическое применение механизму обратной связи уже давно нашли в медицине. Человеку предоставляют информацию о состоянии организма с помощью специальных приборов (например, электроэнцефалографа), а он произвольно меняет свое состояние.
При этом пациент не столько лечится, сколько учится контролировать свое тело. С помощью биологической обратной связи лечат головные боли, бессонницу, заикание, депрессию и многие другие заболевания.
Обратная связь в обучении
Почему термин «обратная связь» появился именно в тренинговой работе? Дело в том, что, в отличие от классического обучения, социально-психологический тренинг имеет дело с поведением. Обучение навыкам общения, уверенного поведения, продаж и разрешения конфликтов возможно только в реальности. Прочитав книжку о том, как стать уверенным, человек приобретет лишь знание, но никак не навыки. Здесь так же, как в спорте, нужно пробовать, ошибаться, опять пробовать и так до тех пор, пока не появится результат. А для приобретения навыков обучающийся нуждается в обратной связи.
Поэтому в ходе тренинга создается такая экспериментальная среда, где участники играют всерьез. Они устраиваются на работу, ведут деловые переговоры, отстаивают точку зрения в смоделированных ситуациях.
Человек – сложная система, а система, как мы помним, меняет себя под воздействием обратной связи. С этой точки зрения такой...