Top.Mail.Ru

Из исполнителей в руководители: методика обучения и развития

Одна из самых сложных задач для службы персонала – подбор руководителей среднего и высшего звена. Нужно найти такого начальника, который вольется в коллектив, наладит отношения и с подчиненными, и с коллегами-руководителями. Более перспективным, чем рекрутинг, является подготовка руководителей из исполнителей. Начальников нужно не искать внутри и вне организации, а готовить из тех кадров, которые есть в наличии.

Управлять людьми – особая профессия и учиться ей нужно так же ответственно, как водить машину, лечить людей или вести бухучет. Службы персонала должны создавать такие программы развития и обучения, которые помогают растить будущих полководцев маркетинга и командиров финансов.

Армия без офицеров превращается в лучшем случае в партизанский отряд, а в худшем – в вооруженную банду. Солдатами нужно руководить, для чего и создана иерархия, где начальники отделений подчиняются командиру взвода, те в свою очередь командиру роты и так далее. Армейская субординация существует для того, чтобы облегчить процесс командования. То же самое в любой организации. Если бы не было руководителей подразделений, которыми частенько недовольны сотрудники, бизнес был бы невозможен. Они несут ответственность за отдельные процессы, планируют, отбирают и обучают людей, контролируют.

Одна из самых сложных задач для службы персонала – подбор руководителей среднего и высшего звена. Нужно найти такого начальника, который вольется в коллектив, наладит отношения и с подчиненными, и с коллегами-руководителями. Поэтому кадровые службы совместно с руководством компаний придумывают разные кейсы, проводят ассесменты, психологические тестирования и многоступенчатые собеседования для проведения качественного отбора. Однако все эти ухищрения вовсе не ­гарантируют того, что кандидат подойдет компании, как ключ к замку.

Более перспективным, чем рекрутинг, является подготовка руководителей из исполнителей. На это направлены программы по созданию кадрового резерва, но они по большей части представляют собой оценочный механизм, предназначенный для того, чтобы отобрать из массы сотрудников самых достойных. На наш взгляд, это неверно. Руководителей нужно не искать внутри и вне организации, а готовить из тех кадров, которые есть в наличии. Во многих организациях существует коллективный миф об идеальных менеджерах среднего звена, которых нужно хорошенько поискать, и тогда компания пойдет в гору. Службы персонала тратят время на оценку и поиск, в то время как целесообразнее выращивать своих начальников.

Традиционно hr-менеджеры пишут программы подготовки начальников с акцентом на стратегическом менеджменте, методах планирования, контроля и учета. Однако это не гарантирует того, что люди, прошедшие такую подготовку, будут хорошими управленцами. Мы считаем, что полезнее строить программы, отталкиваясь от типовых сложностей, с которыми встречаются руководители. Если будущий менеджер будет их знать, он с легкостью приступит к своим ­обязанностям в качестве начальника.

Типовые проблемы руководителей

Посмотрим, с чем чаще всего сталкиваются начинающие руководители.

Проблема первая. Непослушание

Когда вчерашний специалист становится начальником, он, возможно, первое время чувствует воодушевление. Всем приятно, когда его повышают в должности. Но затем энтузиазм и оптимизм уступают место унынию. У всех начинающих руководителей возникает ощущение, что сотрудники делают все не так, порой даже специально.

Пример 1

Специалиста по оформлению кредитов крупного банка назначили руководить отделом. Поначалу новый начальник испытывал приятные чувства, а затем впал в пессимизм. Он стал замечать, что подчиненные делают либо не так, как он говорит, либо не полностью, а иногда даже наоборот.

К примеру, он дает задание подготовить отчет по юридическим лицам, а сотрудник делает по физическим. Или просит сделать график получения кредитов по ­месяцам, а подчиненный делает на один месяц по неделям.

Многие новички-руководители искренне недоумевают, почему разум­ные, на первый взгляд, зрелые люди ведут себя как непослушные дети.

Проблема вторая. Процесс не идет

Кто-то из гуру менеджмента когда-то сказал, что настоящий руководитель не должен делать работу подчиненного, он может вообще ничего не делать, главное так отладить процесс, чтобы не было сбоев. Начинающему руководителю эта мысль очень нравится. Он раздает задания подчиненным, или, как он любит говорить, «своим людям», а сам «налаживает контакты» с другими подразделениями или занимается «стратегическим планированием», что на деле оказывается просто болтовней о том о сем с...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?

Что делать работодателю, если в качестве кандидата на вакансию к нему обращается специалист, имеющий в своем активе увольнение по статье? Нужно ли сразу отказывать такому кандидату в приеме на работу? В каких случаях действительно важно учитывать увольнение сотрудника по инициативе работодателя? Наконец, что делать, если сотрудник скрыл от работодателя, что с предыдущего места работы был уволен по статье? Разбираем на конкретных примерах.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.