Top.Mail.Ru
Во время кризиса основная задача hr-специалиста – мобилизовать персонал. Для этого сначала нужно провести аудит, проанализировать результат и принять меры в сфере подбора и обучения. После таких антикризисных мероприятий предприятие не только выживет, но и достигнет определенных успехов. Посмотрим, как это сделать.

Экономический кризис – часть нашей жизни. Одни компании сворачивают дорогостоящие проекты, а другие, наоборот, открывают новые бизнес-направления, которые стали возможны благодаря политике санкций. Hr-менеджменту необходимо стать другим, чтобы помочь организации приспособиться к новым экономическим реалиям. Изменились требования к людям, организации работы, а значит, придется модернизировать систему подбора, обучения, мотивации. И первым шагом должен стать аудит персонала.

Неэффективное управление

Чтобы принимать серьезные управленческие решения, надо понять, насколько эффективно используется человеческий ресурс. Аудит персонала не надо путать с кадровым аудитом. Последний подразумевает проверку документации по личному составу – правильно ли заключаются трудовые договоры и как издаются приказы, есть ли графики отпусков, смен, табели рабочего времени, какие локальные нормативные акты есть в компании и пр. Аудит персонала включает в себя совершенно другие процедуры. Его задача – обнаружить моменты неэффективного управления персоналом. К таковым относятся:

  • недозагруженность / перегруженность,
  • дублирование функций,
  • имитация работы,
  • объединение разнородных функций,
  • несоответствие функций квалификации.

Сначала кратко поговорим о каждом аспекте.

Недозагруженность / Перегруженность

Недозагруженность означает, что у сотрудников мало работы.

Пример 1

В продуктовом магазине работает пять сотрудников. В связи с кризисом поток покупателей поредел. Чтобы их обслужить, требуется от силы два человека. Поскольку количество персонала избыточно, сотрудники слоняются из угла в угол, раньше уходят с работы, ищут себе занятия.

Как ни странно, но перегруженность работой так же экономически невыгодна компании, как и недозагруженность. Здесь есть несколько причин:

  1. работать на пределе возможностей долго не может никто, поэтому в перегруженных подразделениях всегда высокая текучесть персонала, которая, в свою очередь, – причина высоких расходов на подбор и адаптацию (затрачиваются средства на рекламу и тратится время на первичное обучение);
  2. при высоком темпе падает качество товаров, работ или услуг: когда сотрудника торопят или он сам себя подгоняет, то выполняет работу менее внимательно, склонен халтурить.

Дублирование функций

Дублирование возникает, когда одну и ту же работу делают два и более человек.

Пример 2

В торговой компании поиском новых клиентов и заключением договоров занимаются торговые представители. Помимо них есть еще и менеджеры по продажам, которые тоже ищут клиентов. Правда, они большей частью находятся в офисе, обзванивают потенциальных покупателей и, когда надо, выезжают на переговоры. Из-за того, что разные специалисты выполняют одни и те же функции, возникает неразбериха. Бывает, менеджер находит клиента, оговаривает с ним условия, а потом оказывается, что компания уже с ним работает, договор пару месяцев назад заключил один из торговых представителей.

Дублирование функций – распространенная «болезнь», которая встречается как среди офисных специалистов, так и у сотрудников складов, магазинов, на производстве. Возможны и иные ситуации, например, дизайнер за два дня подготовил макет рекламного объявления, а менеджер по рекламе его дорабатывает: вручную меняет цвета, добавляет элементы вместо того, чтобы попросить дизайнера внести изменения. Это тоже получается дублирование функций.

К нему же можно отнести и случаи, когда сотрудник просит поучаствовать в работе своего начальника или коллег, ссылаясь на то, что ему непонятно задание. Он до бесконечности уточняет, отрывает от дела других, а в итоге получается, как в сказке про солдата, который варил кашу из топора.

Дублирование возникает еще и тогда, когда есть лишний контроль. Например, секретарь пишет для директора служебную записку, после этого документ проверяет старший секретарь и вносит исправления. Фактически над служебной запиской работают двое.

Имитация работы

Иногда сотрудники искусственно создают себе работу, которая якобы нужна организации. Они ее выполняют, но на деле не приносят компании никакой пользы.

Пример 3

В компании по производству продуктов питания создали учебный центр. Один из преподавателей читал лекции по СанПиН, причем не только для работников цехов, но и для менеджеров по продажам, бухгалтеров и других специалистов, которые не имеют отношения к производству. Когда руководителя учебного центра спросили, зачем учить санитарным нормам менеджеров по продажам, он не смог ответить на этот вопрос.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?

Что делать работодателю, если в качестве кандидата на вакансию к нему обращается специалист, имеющий в своем активе увольнение по статье? Нужно ли сразу отказывать такому кандидату в приеме на работу? В каких случаях действительно важно учитывать увольнение сотрудника по инициативе работодателя? Наконец, что делать, если сотрудник скрыл от работодателя, что с предыдущего места работы был уволен по статье? Разбираем на конкретных примерах.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.