Во время кризиса основная задача hr-специалиста – мобилизовать персонал. Для этого сначала нужно провести аудит, проанализировать результат и принять меры в сфере подбора и обучения. После таких антикризисных мероприятий предприятие не только выживет, но и достигнет определенных успехов. Посмотрим, как это сделать.
Экономический кризис – часть нашей жизни. Одни компании сворачивают дорогостоящие проекты, а другие, наоборот, открывают новые бизнес-направления, которые стали возможны благодаря политике санкций. Hr-менеджменту необходимо стать другим, чтобы помочь организации приспособиться к новым экономическим реалиям. Изменились требования к людям, организации работы, а значит, придется модернизировать систему подбора, обучения, мотивации. И первым шагом должен стать аудит персонала.
Неэффективное управление
Чтобы принимать серьезные управленческие решения, надо понять, насколько эффективно используется человеческий ресурс. Аудит персонала не надо путать с кадровым аудитом. Последний подразумевает проверку документации по личному составу – правильно ли заключаются трудовые договоры и как издаются приказы, есть ли графики отпусков, смен, табели рабочего времени, какие локальные нормативные акты есть в компании и пр. Аудит персонала включает в себя совершенно другие процедуры. Его задача – обнаружить моменты неэффективного управления персоналом. К таковым относятся:
- недозагруженность / перегруженность,
- дублирование функций,
- имитация работы,
- объединение разнородных функций,
- несоответствие функций квалификации.
Сначала кратко поговорим о каждом аспекте.
Недозагруженность / Перегруженность
Недозагруженность означает, что у сотрудников мало работы.
В продуктовом магазине работает пять сотрудников. В связи с кризисом поток покупателей поредел. Чтобы их обслужить, требуется от силы два человека. Поскольку количество персонала избыточно, сотрудники слоняются из угла в угол, раньше уходят с работы, ищут себе занятия.
Как ни странно, но перегруженность работой так же экономически невыгодна компании, как и недозагруженность. Здесь есть несколько причин:
- работать на пределе возможностей долго не может никто, поэтому в перегруженных подразделениях всегда высокая текучесть персонала, которая, в свою очередь, – причина высоких расходов на подбор и адаптацию (затрачиваются средства на рекламу и тратится время на первичное обучение);
- при высоком темпе падает качество товаров, работ или услуг: когда сотрудника торопят или он сам себя подгоняет, то выполняет работу менее внимательно, склонен халтурить.
Дублирование функций
Дублирование возникает, когда одну и ту же работу делают два и более человек.
В торговой компании поиском новых клиентов и заключением договоров занимаются торговые представители. Помимо них есть еще и менеджеры по продажам, которые тоже ищут клиентов. Правда, они большей частью находятся в офисе, обзванивают потенциальных покупателей и, когда надо, выезжают на переговоры. Из-за того, что разные специалисты выполняют одни и те же функции, возникает неразбериха. Бывает, менеджер находит клиента, оговаривает с ним условия, а потом оказывается, что компания уже с ним работает, договор пару месяцев назад заключил один из торговых представителей.
Дублирование функций – распространенная «болезнь», которая встречается как среди офисных специалистов, так и у сотрудников складов, магазинов, на производстве. Возможны и иные ситуации, например, дизайнер за два дня подготовил макет рекламного объявления, а менеджер по рекламе его дорабатывает: вручную меняет цвета, добавляет элементы вместо того, чтобы попросить дизайнера внести изменения. Это тоже получается дублирование функций.
К нему же можно отнести и случаи, когда сотрудник просит поучаствовать в работе своего начальника или коллег, ссылаясь на то, что ему непонятно задание. Он до бесконечности уточняет, отрывает от дела других, а в итоге получается, как в сказке про солдата, который варил кашу из топора.
Дублирование возникает еще и тогда, когда есть лишний контроль. Например, секретарь пишет для директора служебную записку, после этого документ проверяет старший секретарь и вносит исправления. Фактически над служебной запиской работают двое.
Имитация работы
Иногда сотрудники искусственно создают себе работу, которая якобы нужна организации. Они ее выполняют, но на деле не приносят компании никакой пользы.
В компании по производству продуктов питания создали учебный центр. Один из преподавателей читал лекции по СанПиН, причем не только для работников цехов, но и для менеджеров по продажам, бухгалтеров и других специалистов, которые не имеют отношения к производству. Когда руководителя учебного центра спросили, зачем учить санитарным нормам менеджеров по продажам, он не смог ответить на этот вопрос.