Управленческая шизофрения, или Как справиться с психопатологическим взглядом на управление

Как ни странно, но медицинские аналогии можно проследить в менеджменте. Наблюдатель, заглянув в ту или иную компанию, обнаружит, что стиль управления там истероидный или шизоидный. Это не значит, что те или иные особенности управления обязательно «плохие», наоборот, довольно часто они помогают компании и персоналу достичь целей. Разберем несколько «медицинских» типов руководства и организации.

Можно по-разному оценивать эффективность управления организацией – анализируя бизнес-процессы, финансовую или организационную структуры. Мы предлагаем взглянуть на менеджмент под необычным, медицинским углом зрения.

В психологической науке есть типология, построенная на клинической классификации болезней. Дело в том, что так называемые акцентуации (особенности характера здоровых людей) имеют много общего с проявлениями психических заболеваний. Причем эти общие свойства касаются нескольких сторон психики: мышления, памяти, эмоциональной сферы, отношений.

Возьмем для примера эпилептоидный тип. Про эпилепсию знают многие – это заболевание, для которого характерны более или менее частые судорожные припадки. Но заболевание этим не ограничивается. Для больных характерны и другие симптомы: дисфория (тоскливое настроение), экстатические состояния (интенсивные очень приятные переживания), «застревание» на различных идеях, мыслях и т.д. Похожие особенности, пусть и менее выраженные, есть и у здорового человека, исключая, конечно, припадки (это главное, что отличает больного от здорового). Эпилептоиды по большей части злопамятны, чрезвычайно упорны, их трудно в чем-то переубедить, и у них бывают периоды очень мрачного настроения.

Удивительно, но подобные медицинские аналогии можно проследить и в менеджменте. Наблюдатель, заглянув в ту или иную компанию, обнаружит, что стиль управления там истероидный или шизоидный. Что все или почти все линейные руководители ведут себя согласно этой линии поведения. Это не значит, что те или иные особенности управления обязательно «плохие», наоборот, довольно часто они помогают компании и персоналу достичь целей. Однако любое явление имеет свою отрицательную сторону. Порой та или иная «болезнь» поражает организацию настолько, что компания со временем разваливается. Чтобы этого не произошло, hr-менеджеры должны отслеживать, какой характер, стиль, ошибки преобладают в практике управления организацией на разных уровнях, чтобы предупредить негативные последствия. Мы разберем несколько «медицинских» типов руководства и организации.

Истерия в стиле руководства

Основная черта истерических личностей – демонстративность, наигранность эмоций. Такие люди – вечные актеры. У них все происходит нарочито, прилюдно, с эффектами. Иногда истероидной становится и целая организация, все люди в которой демонстрируют (демонстрация – вообще ключевая особенность) что-либо – повышенную занятость, приверженность делу, любовь к коллективу.

В компании проходят постоянные собрания с выступлениями, в коллективе есть активисты. Кого-то при всех ругают, кого-то хвалят. На совещаниях руководитель говорит лозунгами. При этом для сотрудников, начиная от исполнителей и заканчивая топ-менеджерами, характерно отсутствие критического, вдумчивого подхода. В таких организациях любят копировать «передовой опыт», но делают ставку на внешние эффекты.

В истерических организациях не умеют слушать, поэтому обсуждения в отделах проходят неконструктивно, как в политическом ток-шоу, где оппоненты не пытаются...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Офисное хамство: распознать и нейтрализовать

О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Плюсы и минусы онлайн-собеседований

С распространением онлайн-собеседований работодатели встали перед дилеммой: продолжать ли практику очных собеседований или можно от них отказаться, полностью перейдя на дистанционный формат? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, разбираем плюсы (выгоды) и минусы (риски) проведения онлайн-собеседований.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, которым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.