Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости того или иного человека можно судить по тому, насколько он от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности – управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов, мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить то или иное явление, мы начинаем подменять действительность придуманным. Давайте выясним типичные иллюзии кадровиков и способы борьбы с ними.
Не секрет, что абсолютно у всех
есть неправильные убеждения и ложные представления о реальности.
В управлении персоналом их тоже довольно много. Поэтому время
от времени необходимо проводить инвентаризацию и выбрасывать
за борт ненужные и вредные иллюзии.
Фантазии играют в жизни значительную роль. К примеру,
не будучи еще полностью включенным в социум, ребенок пробует
себя в разных ролях и профессиях. Девочки играют во врачей
и продавцов, мальчики в военных и водителей. Если бы
человек не умел фантазировать, тем самым моделируя
и приукрашивая реальность, детские игры были бы невозможны.
Какой интерес крутить перед собой часами велосипедное колесо
и кричать: «Передаем деньги за проезд!», если это не руль
воображаемого автобуса?
Во взрослой жизни мы тоже фантазируем. В основном это касается
планов на будущее. Каков стандартный набор мечтаний
среднестатистического молодого человека? Получить профессию, устроиться
на хорошую работу, много зарабатывать, купить машину, квартиру,
завести семью и далее по списку. Реальность, как правило,
не так проста и привлекательна, как в воображении. Размером
зарплаты, по опросам, удовлетворено не больше половины жителей
нашей страны, купить недвижимость, получая среднюю зарплату, можно только
воспользовавшись ипотекой, а на машину надо долго копить
(ну или взять в кредит), а потом всю оставшуюся трудовую
жизнь отдавать долги. Но зато мечты помогают нам сохранять веру
в себя и будущее, быть в хорошем настроении
и подбадривать себя: «Все получится, все впереди!» Фантазии придают
планам привлекательность, поэтому нам хочется к чему-то стремиться.
Однако мечты могут сыграть злую шутку. Например, если все время
в них пребывать, они со временем становятся интересней, чем
реальность. Помните Обломова, который настолько любил мечтать, что
не мог заставить себя встать с дивана? Ну и конечно,
постоянное фантазирование искажает действительность, в результате
чего мы попадаем не туда, куда нужно.
Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах
деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости
того или иного человека можно судить по тому, насколько он
от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально
сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности –
управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов,
мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить
то или иное явление, мы начинаем фантазировать (подменять
действительность придуманным). Механизм появления иллюзий прост. Сначала
возникает какая-либо трудность, неразрешимая задача, затем появляется
объяснение и решение, которое временно устраивает людей. Правда, оно
влечет за собой обычно серию новых ошибок. Ну как, например,
лечили морфиновую зависимость инъекциями героина, и помогало –
морфиновая зависимость исчезала, правда появлялась героиновая,
но это, как говорят, «совсем другая история».
Иллюзии кадровиков
Рассмотрим основные иллюзии, которые есть у HR-менеджеров
и руководителей. Заранее оговоримся, что речь пойдет именно
об иллюзиях и самообманах, а не об ошибках. Между ними
есть разница. Ошибка – это сбой в деятельности, связанный
с недостаточными знаниями, навыками, компетенциями, временем или
вниманием. Иллюзия – особое состояние, когда человек убеждает себя
в правильности того или иного действия, даже если он не прав
и подсознательно это понимает.
1. «Они не поймут / не догадаются / не заметят».
Это, пожалуй, самая распространенная иллюзия. Заключается она
в следующем – менеджменту кажется, что обман не замечают.
Например, руководство компании совместно с кадровой службой проводит
мероприятие, издержки перекладывает на персонал, а при этом
делает вид, что ничего не произошло.
По случаю дня компании генеральный директор распорядился, чтобы
служба персонала придумала какое-нибудь корпоративное мероприятие,
но чтобы затраты на него были не очень высокими.
HR-менеджеры подошли к делу чрезвычайно креативно. Деньги они
решили взять из кармана сотрудников. Обычно на день компании
всем без исключения работникам выплачивали небольшую премию.
В этот раз ее решили потратить на оплату праздничного
стола и аниматоров.
«Никто ничего не заметит», – сказала директор
по персоналу на совещании, где утверждалась смета
корпоративного праздника. Генеральный директор ее поддержал.
Каково же было их изумление, когда люди остались недовольными!
Они осуждали начальство и считали руководителей обманщиками,
залезшими в их карман. Сотрудники привыкли к ежегодной
премии и рассчитывали на нее.