Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости того или иного человека можно судить по тому, насколько он от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности – управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов, мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить то или иное явление, мы начинаем подменять действительность придуманным. Давайте выясним типичные иллюзии кадровиков и способы борьбы с ними.                                                    
                     
                    
                                            
Не секрет, что абсолютно у всех
      есть неправильные убеждения и ложные представления о реальности.
      В управлении персоналом их тоже довольно много. Поэтому время
      от времени необходимо проводить инвентаризацию и выбрасывать
      за борт ненужные и вредные иллюзии.
Фантазии играют в жизни значительную роль. К примеру,
      не будучи еще полностью включенным в социум, ребенок пробует
      себя в разных ролях и профессиях. Девочки играют во врачей
      и продавцов, мальчики в военных и водителей. Если бы
      человек не умел фантазировать, тем самым моделируя
      и приукрашивая реальность, детские игры были бы невозможны.
      Какой интерес крутить перед собой часами велосипедное колесо
      и кричать: «Передаем деньги за проезд!», если это не руль
      воображаемого автобуса?
Во взрослой жизни мы тоже фантазируем. В основном это касается
      планов на будущее. Каков стандартный набор мечтаний
      среднестатистического молодого человека? Получить профессию, устроиться
      на хорошую работу, много зарабатывать, купить машину, квартиру,
      завести семью и далее по списку. Реальность, как правило,
      не так проста и привлекательна, как в воображении. Размером
      зарплаты, по опросам, удовлетворено не больше половины жителей
      нашей страны, купить недвижимость, получая среднюю зарплату, можно только
      воспользовавшись ипотекой, а на машину надо долго копить
      (ну или взять в кредит), а потом всю оставшуюся трудовую
      жизнь отдавать долги. Но зато мечты помогают нам сохранять веру
      в себя и будущее, быть в хорошем настроении
      и подбадривать себя: «Все получится, все впереди!» Фантазии придают
      планам привлекательность, поэтому нам хочется к чему-то стремиться.
Однако мечты могут сыграть злую шутку. Например, если все время
      в них пребывать, они со временем становятся интересней, чем
      реальность. Помните Обломова, который настолько любил мечтать, что
      не мог заставить себя встать с дивана? Ну и конечно,
      постоянное фантазирование искажает действительность, в результате
      чего мы попадаем не туда, куда нужно.
Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах
      деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости
      того или иного человека можно судить по тому, насколько он
      от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально
      сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности –
      управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов,
      мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить
      то или иное явление, мы начинаем фантазировать (подменять
      действительность придуманным). Механизм появления иллюзий прост. Сначала
      возникает какая-либо трудность, неразрешимая задача, затем появляется
      объяснение и решение, которое временно устраивает людей. Правда, оно
      влечет за собой обычно серию новых ошибок. Ну как, например,
      лечили морфиновую зависимость инъекциями героина, и помогало –
      морфиновая зависимость исчезала, правда появлялась героиновая,
      но это, как говорят, «совсем другая история».
     
    
Иллюзии кадровиков
    
Рассмотрим основные иллюзии, которые есть у HR-менеджеров
      и руководителей. Заранее оговоримся, что речь пойдет именно
      об иллюзиях и самообманах, а не об ошибках. Между ними
      есть разница. Ошибка – это сбой в деятельности, связанный
      с недостаточными знаниями, навыками, компетенциями, временем или
      вниманием. Иллюзия – особое состояние, когда человек убеждает себя
      в правильности того или иного действия, даже если он не прав
      и подсознательно это понимает.
1. «Они не поймут / не догадаются / не заметят».
      Это, пожалуй, самая распространенная иллюзия. Заключается она
      в следующем – менеджменту кажется, что обман не замечают.
      Например, руководство компании совместно с кадровой службой проводит
      мероприятие, издержки перекладывает на персонал, а при этом
      делает вид, что ничего не произошло.
     
            
        
            
                По случаю дня компании генеральный директор распорядился, чтобы
          служба персонала придумала какое-нибудь корпоративное мероприятие,
          но чтобы затраты на него были не очень высокими.
          HR-менеджеры подошли к делу чрезвычайно креативно. Деньги они
          решили взять из кармана сотрудников. Обычно на день компании
          всем без исключения работникам выплачивали небольшую премию.
          В этот раз ее решили потратить на оплату праздничного
          стола и аниматоров.
«Никто ничего не заметит», – сказала директор
          по персоналу на совещании, где утверждалась смета
          корпоративного праздника. Генеральный директор ее поддержал.
          Каково же было их изумление, когда люди остались недовольными!
          Они осуждали начальство и считали руководителей обманщиками,
          залезшими в их карман. Сотрудники привыкли к ежегодной
          премии и рассчитывали на нее.