Самообманы и иллюзии руководителей и HR-специалистов

Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости того или иного человека можно судить по тому, насколько он от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности – управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов, мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить то или иное явление, мы начинаем подменять действительность придуманным. Давайте выясним типичные иллюзии кадровиков и способы борьбы с ними.

Не секрет, что абсолютно у всех есть неправильные убеждения и ложные представления о реальности. В управлении персоналом их тоже довольно много. Поэтому время от времени необходимо проводить инвентаризацию и выбрасывать за борт ненужные и вредные иллюзии.

Фантазии играют в жизни значительную роль. К примеру, не будучи еще полностью включенным в социум, ребенок пробует себя в разных ролях и профессиях. Девочки играют во врачей и продавцов, мальчики в военных и водителей. Если бы человек не умел фантазировать, тем самым моделируя и приукрашивая реальность, детские игры были бы невозможны. Какой интерес крутить перед собой часами велосипедное колесо и кричать: «Передаем деньги за проезд!», если это не руль воображаемого автобуса?

Во взрослой жизни мы тоже фантазируем. В основном это касается планов на будущее. Каков стандартный набор мечтаний среднестатистического молодого человека? Получить профессию, устроиться на хорошую работу, много зарабатывать, купить машину, квартиру, завести семью и далее по списку. Реальность, как правило, не так проста и привлекательна, как в воображении. Размером зарплаты, по опросам, удовлетворено не больше половины жителей нашей страны, купить недвижимость, получая среднюю зарплату, можно только воспользовавшись ипотекой, а на машину надо долго копить (ну или взять в кредит), а потом всю оставшуюся трудовую жизнь отдавать долги. Но зато мечты помогают нам сохранять веру в себя и будущее, быть в хорошем настроении и подбадривать себя: «Все получится, все впереди!» Фантазии придают планам привлекательность, поэтому нам хочется к чему-то стремиться.

Однако мечты могут сыграть злую шутку. Например, если все время в них пребывать, они со временем становятся интересней, чем реальность. Помните Обломова, который настолько любил мечтать, что не мог заставить себя встать с дивана? Ну и конечно, постоянное фантазирование искажает действительность, в результате чего мы попадаем не туда, куда нужно.

Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости того или иного человека можно судить по тому, насколько он от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности – управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов, мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить то или иное явление, мы начинаем фантазировать (подменять действительность придуманным). Механизм появления иллюзий прост. Сначала возникает какая-либо трудность, неразрешимая задача, затем появляется объяснение и решение, которое временно устраивает людей. Правда, оно влечет за собой обычно серию новых ошибок. Ну как, например, лечили морфиновую зависимость инъекциями героина, и помогало – морфиновая зависимость исчезала, правда появлялась героиновая, но это, как говорят, «совсем другая история».

Иллюзии кадровиков

Рассмотрим основные иллюзии, которые есть у HR-менеджеров и руководителей. Заранее оговоримся, что речь пойдет именно об иллюзиях и самообманах, а не об ошибках. Между ними есть разница. Ошибка – это сбой в деятельности, связанный с недостаточными знаниями, навыками, компетенциями, временем или вниманием. Иллюзия – особое состояние, когда человек убеждает себя в правильности того или иного действия, даже если он не прав и подсознательно это понимает.

1. «Они не поймут / не догадаются / не заметят». Это, пожалуй, самая распространенная иллюзия. Заключается она в следующем – менеджменту кажется, что обман не замечают. Например, руководство компании совместно с кадровой службой проводит мероприятие, издержки перекладывает на персонал, а при этом делает вид, что ничего не произошло.

Пример 1

По случаю дня компании генеральный директор распорядился, чтобы служба персонала придумала какое-нибудь корпоративное мероприятие, но чтобы затраты на него были не очень высокими. HR-менеджеры подошли к делу чрезвычайно креативно. Деньги они решили взять из кармана сотрудников. Обычно на день компании всем без исключения работникам выплачивали небольшую премию. В этот раз ее решили потратить на оплату праздничного стола и аниматоров.

«Никто ничего не заметит», – сказала директор по персоналу на совещании, где утверждалась смета корпоративного праздника. Генеральный директор ее поддержал. Каково же было их изумление, когда люди остались недовольными! Они осуждали начальство и считали руководителей обманщиками, залезшими в их карман. Сотрудники привыкли к ежегодной премии и рассчитывали на нее.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Совещания в Zoom по телефону

Удаленная работа продолжается в компаниях полностью или частично. Многие работодатели используют Zoom для видеоконференций. Причем не секрет, что телефон заменяет нам персональный компьютер в решении рабочих вопросов. Смартфон всегда с нами, и все больше рабочих функций становится доступно именно на нем. Мы уже рассказывали, как можно использовать программу Zoom для организации видеосовещаний при помощи компьютера. Сейчас поговорим об особенностях настройки Zoom в телефоне.

Что может сказать почерк об ответственности работника

Любой руководитель хочет, чтобы в его команде были ответственные сотрудники. Однако под ответственностью может пониматься совершенно разное. В статье рассказываем, как по почерку судить об ответственности кандидата или работника. Рассматриваем различные подходы к определению ответственности, чтобы вы смогли понять, что подходит под философию вашей компании лучше всего. С помощью статьи и приведенных в ней практических примеров сможете самостоятельно идентифицировать применительно к конкретным ситуациям различные проявления ответственности своих подчиненных, коллег и кандидатов на вакансии. Полученные знания пригодятся вам и вне работы.

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Аттестация персонала как элемент кадрового управления

Перед любым руководителем, особенно в настоящее время, достаточно остро стоит вопрос проверки знаний своих сотрудников. Основным инструментом для выполнения поставленной задачи является проведение аттестации. И если с классическим способом проведения аттестации сталкивались практически все кадровики, то с современными, с использованием новых технологий, – ​не каждый. Автоматизация аттестации значительно облегчает весь процесс. Расскажем, кто ее может использовать и когда, а также как применять ее результаты.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) гражданского служащего зависит многое: возможность замещения определенной должности, сумма ежемесячной надбавки к должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. Какие периоды включаются в стаж госслужбы в обязательном порядке, а какие – по решению специальной комиссии государственного органа, как рассчитывается стаж? Об этом пойдет речь в статье. Особое внимание будет уделено включению периодов военной службы в стаж государственной гражданской службы. Приложение к статье:

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Аттестация персонала как элемент кадрового управления

Перед любым руководителем, особенно в настоящее время, достаточно остро стоит вопрос проверки знаний своих сотрудников. Основным инструментом для выполнения поставленной задачи является проведение аттестации. И если с классическим способом проведения аттестации сталкивались практически все кадровики, то с современными, с использованием новых технологий, – ​не каждый. Автоматизация аттестации значительно облегчает весь процесс. Расскажем, кто ее может использовать и когда, а также как применять ее результаты.