Самообманы и иллюзии руководителей и HR-специалистов

Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости того или иного человека можно судить по тому, насколько он от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности – управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов, мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить то или иное явление, мы начинаем подменять действительность придуманным. Давайте выясним типичные иллюзии кадровиков и способы борьбы с ними.

Не секрет, что абсолютно у всех есть неправильные убеждения и ложные представления о реальности. В управлении персоналом их тоже довольно много. Поэтому время от времени необходимо проводить инвентаризацию и выбрасывать за борт ненужные и вредные иллюзии.

Фантазии играют в жизни значительную роль. К примеру, не будучи еще полностью включенным в социум, ребенок пробует себя в разных ролях и профессиях. Девочки играют во врачей и продавцов, мальчики в военных и водителей. Если бы человек не умел фантазировать, тем самым моделируя и приукрашивая реальность, детские игры были бы невозможны. Какой интерес крутить перед собой часами велосипедное колесо и кричать: «Передаем деньги за проезд!», если это не руль воображаемого автобуса?

Во взрослой жизни мы тоже фантазируем. В основном это касается планов на будущее. Каков стандартный набор мечтаний среднестатистического молодого человека? Получить профессию, устроиться на хорошую работу, много зарабатывать, купить машину, квартиру, завести семью и далее по списку. Реальность, как правило, не так проста и привлекательна, как в воображении. Размером зарплаты, по опросам, удовлетворено не больше половины жителей нашей страны, купить недвижимость, получая среднюю зарплату, можно только воспользовавшись ипотекой, а на машину надо долго копить (ну или взять в кредит), а потом всю оставшуюся трудовую жизнь отдавать долги. Но зато мечты помогают нам сохранять веру в себя и будущее, быть в хорошем настроении и подбадривать себя: «Все получится, все впереди!» Фантазии придают планам привлекательность, поэтому нам хочется к чему-то стремиться.

Однако мечты могут сыграть злую шутку. Например, если все время в них пребывать, они со временем становятся интересней, чем реальность. Помните Обломова, который настолько любил мечтать, что не мог заставить себя встать с дивана? Ну и конечно, постоянное фантазирование искажает действительность, в результате чего мы попадаем не туда, куда нужно.

Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости того или иного человека можно судить по тому, насколько он от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности – управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов, мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить то или иное явление, мы начинаем фантазировать (подменять действительность придуманным). Механизм появления иллюзий прост. Сначала возникает какая-либо трудность, неразрешимая задача, затем появляется объяснение и решение, которое временно устраивает людей. Правда, оно влечет за собой обычно серию новых ошибок. Ну как, например, лечили морфиновую зависимость инъекциями героина, и помогало – морфиновая зависимость исчезала, правда появлялась героиновая, но это, как говорят, «совсем другая история».

Иллюзии кадровиков

Рассмотрим основные иллюзии, которые есть у HR-менеджеров и руководителей. Заранее оговоримся, что речь пойдет именно об иллюзиях и самообманах, а не об ошибках. Между ними есть разница. Ошибка – это сбой в деятельности, связанный с недостаточными знаниями, навыками, компетенциями, временем или вниманием. Иллюзия – особое состояние, когда человек убеждает себя в правильности того или иного действия, даже если он не прав и подсознательно это понимает.

1. «Они не поймут / не догадаются / не заметят». Это, пожалуй, самая распространенная иллюзия. Заключается она в следующем – менеджменту кажется, что обман не замечают. Например, руководство компании совместно с кадровой службой проводит мероприятие, издержки перекладывает на персонал, а при этом делает вид, что ничего не произошло.

Пример 1

По случаю дня компании генеральный директор распорядился, чтобы служба персонала придумала какое-нибудь корпоративное мероприятие, но чтобы затраты на него были не очень высокими. HR-менеджеры подошли к делу чрезвычайно креативно. Деньги они решили взять из кармана сотрудников. Обычно на день компании всем без исключения работникам выплачивали небольшую премию. В этот раз ее решили потратить на оплату праздничного стола и аниматоров.

«Никто ничего не заметит», – сказала директор по персоналу на совещании, где утверждалась смета корпоративного праздника. Генеральный директор ее поддержал. Каково же было их изумление, когда люди остались недовольными! Они осуждали начальство и считали руководителей обманщиками, залезшими в их карман. Сотрудники привыкли к ежегодной премии и рассчитывали на нее.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Плюсы и минусы онлайн-собеседований

С распространением онлайн-собеседований работодатели встали перед дилеммой: продолжать ли практику очных собеседований или можно от них отказаться, полностью перейдя на дистанционный формат? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, разбираем плюсы (выгоды) и минусы (риски) проведения онлайн-собеседований.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, которым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.