Top.Mail.Ru

Самообманы и иллюзии руководителей и HR-специалистов

Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости того или иного человека можно судить по тому, насколько он от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности – управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов, мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить то или иное явление, мы начинаем подменять действительность придуманным. Давайте выясним типичные иллюзии кадровиков и способы борьбы с ними.

Не секрет, что абсолютно у всех есть неправильные убеждения и ложные представления о реальности. В управлении персоналом их тоже довольно много. Поэтому время от времени необходимо проводить инвентаризацию и выбрасывать за борт ненужные и вредные иллюзии.

Фантазии играют в жизни значительную роль. К примеру, не будучи еще полностью включенным в социум, ребенок пробует себя в разных ролях и профессиях. Девочки играют во врачей и продавцов, мальчики в военных и водителей. Если бы человек не умел фантазировать, тем самым моделируя и приукрашивая реальность, детские игры были бы невозможны. Какой интерес крутить перед собой часами велосипедное колесо и кричать: «Передаем деньги за проезд!», если это не руль воображаемого автобуса?

Во взрослой жизни мы тоже фантазируем. В основном это касается планов на будущее. Каков стандартный набор мечтаний среднестатистического молодого человека? Получить профессию, устроиться на хорошую работу, много зарабатывать, купить машину, квартиру, завести семью и далее по списку. Реальность, как правило, не так проста и привлекательна, как в воображении. Размером зарплаты, по опросам, удовлетворено не больше половины жителей нашей страны, купить недвижимость, получая среднюю зарплату, можно только воспользовавшись ипотекой, а на машину надо долго копить (ну или взять в кредит), а потом всю оставшуюся трудовую жизнь отдавать долги. Но зато мечты помогают нам сохранять веру в себя и будущее, быть в хорошем настроении и подбадривать себя: «Все получится, все впереди!» Фантазии придают планам привлекательность, поэтому нам хочется к чему-то стремиться.

Однако мечты могут сыграть злую шутку. Например, если все время в них пребывать, они со временем становятся интересней, чем реальность. Помните Обломова, который настолько любил мечтать, что не мог заставить себя встать с дивана? Ну и конечно, постоянное фантазирование искажает действительность, в результате чего мы попадаем не туда, куда нужно.

Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости того или иного человека можно судить по тому, насколько он от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности – управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов, мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить то или иное явление, мы начинаем фантазировать (подменять действительность придуманным). Механизм появления иллюзий прост. Сначала возникает какая-либо трудность, неразрешимая задача, затем появляется объяснение и решение, которое временно устраивает людей. Правда, оно влечет за собой обычно серию новых ошибок. Ну как, например, лечили морфиновую зависимость инъекциями героина, и помогало – морфиновая зависимость исчезала, правда появлялась героиновая, но это, как говорят, «совсем другая история».

Иллюзии кадровиков

Рассмотрим основные иллюзии, которые есть у HR-менеджеров и руководителей. Заранее оговоримся, что речь пойдет именно об иллюзиях и самообманах, а не об ошибках. Между ними есть разница. Ошибка – это сбой в деятельности, связанный с недостаточными знаниями, навыками, компетенциями, временем или вниманием. Иллюзия – особое состояние, когда человек убеждает себя в правильности того или иного действия, даже если он не прав и подсознательно это понимает.

1. «Они не поймут / не догадаются / не заметят». Это, пожалуй, самая распространенная иллюзия. Заключается она в следующем – менеджменту кажется, что обман не замечают. Например, руководство компании совместно с кадровой службой проводит мероприятие, издержки перекладывает на персонал, а при этом делает вид, что ничего не произошло.

Пример 1

По случаю дня компании генеральный директор распорядился, чтобы служба персонала придумала какое-нибудь корпоративное мероприятие, но чтобы затраты на него были не очень высокими. HR-менеджеры подошли к делу чрезвычайно креативно. Деньги они решили взять из кармана сотрудников. Обычно на день компании всем без исключения работникам выплачивали небольшую премию. В этот раз ее решили потратить на оплату праздничного стола и аниматоров.

«Никто ничего не заметит», – сказала директор по персоналу на совещании, где утверждалась смета корпоративного праздника. Генеральный директор ее поддержал. Каково же было их изумление, когда люди остались недовольными! Они осуждали начальство и считали руководителей обманщиками, залезшими в их карман. Сотрудники привыкли к ежегодной премии и рассчитывали на нее.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Рабочая переписка в корпоративном мессенджере

Все больше организаций заводят корпоративные чаты для быстрого общения между сотрудниками. Это действительно удобно. Сообщение мгновенно оказывается на телефоне или другом гаджете коллеги (подчиненного, руководителя). В статье рассказываем о корректном поведении в рабочем мессенджере, в частности, о каких правилах русского языка не стоит забывать, как быстро отвечать на сообщения, корректно ли отправлять их в нерабочее время, какие особенности общения в мессенджере нужно учитывать. Например, аббревиатуры интернет-общения, смайлики, мемы и др.

Выбираем и дарим подарок: инструкция на все случаи

Вы наверняка замечали, что с годами выбор подарка и процесс его вручения становится все более обыденным. Разберемся, откуда пошел ритуал дарить подарки, с чем он связан, что должно быть у хорошего подарка, какими бывают дары, как усилить впечатление от подарка и каких стоит избегать. Ну и наконец дадим рекомендации, как именно дарить.

Как сохранить мотивацию, снижая зарплату

Лет десять назад зарплаты чаще повышали, чем понижали. Задачей служб персонала было придумать такую систему показателей, чтобы получить от сотрудников максимум производительности. Образно говоря, надо было сделать так, чтобы эффективность персонала успевала за ростом зарплаты. В период экономического спада все стало сложней. Теперь нужно не только сохранить производительность, но и снизить вознаграждение. Рассмотрим неудачные и удачные варианты действий, когда от кадровиков требуют уменьшить зарплату, но сохранить эффективность работы персонала.

Корпоративное мероприятие онлайн

В условиях экономии бюджета, перевода части сотрудников на «удаленку», введения ограничений встает вопрос о том, чтобы перенести корпоративные мероприятия в онлайн-формат. Поговорим о том, какие способы для этого существуют, как сделать такой праздник полезным, интересным, запоминающимся и качественным. Расскажем о разных видах активности, которые можно использовать в Интернете, как они связаны с бюджетом, что потребуется сделать и каких ошибок желательно избежать.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Тренинг формирования команды: от подготовки до проблематизации

Провести тренинг командообразования в организации можно собственными силами. Его технология довольно проста – нужно заставить работников вместе выполнять задания, используя определенные алгоритмы. В принципе этим в компании без всяких тренингов занимается руководство. Однако часто от персонала требуется большая сплоченность и производительность, тогда помогает специальный тренинг. Как его ­подготовить и провести – читайте в статье нашего эксперта.

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) гражданского служащего зависит многое: возможность замещения определенной должности, сумма ежемесячной надбавки к должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. Какие периоды включаются в стаж госслужбы в обязательном порядке, а какие – по решению специальной комиссии государственного органа, как рассчитывается стаж? Об этом пойдет речь в статье. Особое внимание будет уделено включению периодов военной службы в стаж государственной гражданской службы. Приложение к статье:

Менеджер по подбору персонала: критерии качества работы

Каждая организация заинтересована в повышении эффективности своей работы. И зачастую основным резервом для ее улучшения становится оптимизация бизнес-процессов предприятия, внедрение системы оценки результатов труда каждого работника. Оценка качества работы сотрудников по подбору персонала – вопрос, давно волнующий руководителей HR-отделов и подразделений. В статье предлагается система оценки работы рекрутеров с помощью ключевых показателей эффективности (KPI).