Менеджеру по персоналу и руководителям всех уровней необходимо осваивать приемы сторителлинга. Они позволяют подчеркнуть ту или иную мысль, взглянуть на нее под другим углом. Истории воздействуют одновременно на эмоциональную и рациональную стороны человека. И, конечно, в рассказах заложен огромный мотивационный ресурс. Поясним, зачем рассказывать истории, откуда брать материалы для них и как правильно их составить, чтобы заинтересовать и удержать аудиторию, а также как эффективно использовать в работе.
В арсенале любого профессионала, работающего с людьми, будь то врач, учитель, психолог, руководитель и, конечно же, менеджер по персоналу, есть масса разных инструментов влияния. Они помогают доказать правильность своей точки зрения, вдохновляют, порицают, поощряют. Что это за инструменты? Приемы мотивации, аргументации, убеждения. Существует особый, не очень известный метод воздействия – сторителлинг. На русский термин можно перевести как «рассказывание историй».
Люди давно знают о силе рассказов. Бывает, что человек, который не мог ничего достичь в жизни, внезапно меняется, прочитав книгу. Неважно, что это было – роман классика, Библия или детектив. Важно, что человек обнаружил в ней какие-то важные слова, которые заставили его посмотреть на жизнь по-иному, взять себя в руки и начать все сначала. Театр, живопись, литература – не что иное, как собрание разных сюжетов, которые дают нам силы жить, утешают и ставят новые цели. Юноша, желающий проникнуться боевым духом и почувствовать в себе отвагу, читает фантастику о галактических войнах. Девушка, мечтающая о возлюбленном, наслаждается любовным романом. Человек средних лет изучает биографии известных людей, чтобы понять, что являлось движущей силой их свершений.
Потенциал историй нужно использовать и в менеджменте. Например, при построении и внедрении корпоративной культуры красочные рассказы о жизни и достижениях отдельных сотрудников производят большой эмоциональный отклик и запоминаются. В крупных компаниях, заботящихся о воспитании сотрудников, есть свои музеи, куда время от времени приглашают пенсионеров, которые рассказывают о том, как они работали в трудные военные или послевоенные годы.
В обучении приемы сторителлинга используются бизнес-тренерами и преподавателями, чтобы подчеркнуть ту или иную мысль, взглянуть на нее под другим углом. Истории воздействуют одновременно на эмоциональную и рациональную стороны человека. И, конечно, в рассказах заложен огромный мотивационный ресурс. Поэтому менеджеру по персоналу и руководителям всех уровней необходимо осваивать приемы сторителлинга.
Зачем рассказывать истории?
Отечественный автор К.П. Гопиус в своей книге «Сила убеждения. 101 совет по сторителлингу» 1 выделяет три основные цели сторителлинга (Схема):
-
для продвижения имени. «Правильные и красивые истории помогают вам пройти путь от привлечения внимания и завоевания доверия через пробуждение веры к возможности вдохновлять и управлять» 2;
-
для привлечения ресурсов. «К каждому “донору” приходите с “его” историей. Историей, в которую он сможет себя вплести (стать ее героем)» 3;
-
для психотерапевтических целей. «Правильная и красивая история помогает наладить системные связи, объединяет членов сообщества и способствует эффективному взаимодействию между ними, независимо от того, насколько велико или мало это сообщество (семья, корпорация, нация)» 4.
Схема. Цели сторителлинга по К.П. Гопиусу
Аннет Симмонс, автор книги «Сторителлинг. Как использовать силу истории», говорит, что есть шесть типов сюжета в зависимости от цели:
1. Истории типа «Кто я?»
2. Истории, объясняющие «Зачем я здесь».
3. Истории «о видении».
4. Поучительные истории.
5. Истории, демонстрирующие «Ценности в действии».
6. Истории, говорящие о том, что «Я знаю, о чем вы думаете» 5.
Опираясь на мнения уважаемых авторов, мы предложим классификацию практических областей сторителлинга в HR-менеджменте.
1. Самопрезентация. Как видим, авторы сходятся в том, что первая...