Менеджеру по персоналу и руководителям всех уровней необходимо осваивать приемы сторителлинга. Они позволяют подчеркнуть ту или иную мысль, взглянуть на нее под другим углом. Истории воздействуют одновременно на эмоциональную и рациональную стороны человека. И, конечно, в рассказах заложен огромный мотивационный ресурс. Поясним, зачем рассказывать истории, откуда брать материалы для них и как правильно их составить, чтобы заинтересовать и удержать аудиторию, а также как эффективно использовать в работе.

В арсенале любого профессионала, работающего с людьми, будь то врач, учитель, психолог, руководитель и, конечно же, менеджер по персоналу, есть масса разных инструментов влияния. Они помогают доказать правильность своей точки зрения, вдохновляют, порицают, поощряют. Что это за инструменты? Приемы мотивации, аргументации, убеждения. Существует особый, не очень известный метод воздействия – сторителлинг. На русский термин можно перевести как «рассказывание историй».

Люди давно знают о силе рассказов. Бывает, что человек, который не мог ничего достичь в жизни, внезапно меняется, прочитав книгу. Неважно, что это было – роман классика, Библия или детектив. Важно, что человек обнаружил в ней какие-то важные слова, которые заставили его посмотреть на жизнь по-иному, взять себя в руки и начать все сначала. Театр, живопись, литература – не что иное, как собрание разных сюжетов, которые дают нам силы жить, утешают и ставят новые цели. Юноша, желающий проникнуться боевым духом и почувствовать в себе отвагу, читает фантастику о галактических войнах. Девушка, мечтающая о возлюбленном, наслаждается любовным романом. Человек средних лет изучает биографии известных людей, чтобы понять, что являлось движущей силой их свершений.

Потенциал историй нужно использовать и в менеджменте. Например, при построении и внедрении корпоративной культуры красочные рассказы о жизни и достижениях отдельных сотрудников производят большой эмоциональный отклик и запоминаются. В крупных компаниях, заботящихся о воспитании сотрудников, есть свои музеи, куда время от времени приглашают пенсионеров, которые рассказывают о том, как они работали в трудные военные или послевоенные годы.

В обучении приемы сторителлинга используются бизнес-тренерами и преподавателями, чтобы подчеркнуть ту или иную мысль, взглянуть на нее под другим углом. Истории воздействуют одновременно на эмоциональную и рациональную стороны человека. И, конечно, в рассказах заложен огромный мотивационный ресурс. Поэтому менеджеру по персоналу и руководителям всех уровней необходимо осваивать приемы сторителлинга.

Зачем рассказывать истории?

Отечественный автор К.П. Гопиус в своей книге «Сила убеждения. 101 совет по сторителлингу» 1 выделяет три основные цели сторителлинга (Схема):

  • для продвижения имени. «Правильные и красивые истории помогают вам пройти путь от привлечения внимания и завоевания доверия через пробуждение веры к возможности вдохновлять и управлять» 2;
  • для привлечения ресурсов. «К каждому “донору” приходите с “его” историей. Историей, в которую он сможет себя вплести (стать ее героем)» 3;
  • для психотерапевтических целей. «Правильная и красивая история помогает наладить системные связи, объединяет членов сообщества и способствует эффективному взаимодействию между ними, независимо от того, насколько велико или мало это сообщество (семья, корпорация, нация)» 4.
Схема. Цели сторителлинга по К.П. Гопиусу

Аннет Симмонс, автор книги «Сторителлинг. Как использовать силу истории», говорит, что есть шесть типов сюжета в зависимости от цели:

1. Истории типа «Кто я?»

2. Истории, объясняющие «Зачем я здесь».

3. Истории «о видении».

4. Поучительные истории.

5. Истории, демонстрирующие «Ценности в действии».

6. Истории, говорящие о том, что «Я знаю, о чем вы думаете» 5.

Опираясь на мнения уважаемых авторов, мы предложим классификацию практических областей сторителлинга в HR-менеджменте.

1. Самопрезентация. Как...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Корпоративное мероприятие онлайн

В условиях экономии бюджета, перевода части сотрудников на «удаленку», введения ограничений встает вопрос о том, чтобы перенести корпоративные мероприятия в онлайн-формат. Поговорим о том, какие способы для этого существуют, как сделать такой праздник полезным, интересным, запоминающимся и качественным. Расскажем о разных видах активности, которые можно использовать в Интернете, как они связаны с бюджетом, что потребуется сделать и каких ошибок желательно избежать.

Зачем раскрывать потенциал сотрудников

Сотрудники компании, их квалификация, мотивация, желание вкладывать силы в общее дело – ​это один из тех ресурсов, который позволяет предприятию быть экономически эффективным. При этом у каждого человека есть тот потенциал, который зачастую оказывается недораскрыт даже им самим. Поговорим о существующих методиках, позволяющих выявить таланты и возможности ваших сотрудников. Приведем примеры действующих в ведущих российских компаниях программ.

Как удерживать внимание участников на онлайн-встречах

Из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие офлайн-мероприятия, в том числе корпоративные (совещания, тренинги и пр.), были перенесены в Интернет. Но даже на самых интересных онлайн-встречах внимание аудитории рассеивается. Пришло сообщение в социальную сеть, захотелось попить, позвали из другой комнаты, и все, внимание потеряно. Расскажем, каким образом удержать внимание аудитории в онлайн, как для этого подготовиться к встрече.

Дистанционная постановка задач и отслеживание их выполнения

Сейчас как никогда стали актуальны программы для удаленной работы. В частности, бесплатные менеджеры задач. В них можно работать командой: дистанционно ставить задачи, отражать и контролировать ход их выполнения. Расскажем, зачем они нужны, какие есть разновидности по принципам работ. С помощью этих программ дистанционно управлять коллективом станет значительно проще.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Тренинг формирования команды: от подготовки до проблематизации

Провести тренинг командообразования в организации можно собственными силами. Его технология довольно проста – нужно заставить работников вместе выполнять задания, используя определенные алгоритмы. В принципе этим в компании без всяких тренингов занимается руководство. Однако часто от персонала требуется большая сплоченность и производительность, тогда помогает специальный тренинг. Как его ­подготовить и провести – читайте в статье нашего эксперта.

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) гражданского служащего зависит многое: возможность замещения определенной должности, сумма ежемесячной надбавки к должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. Какие периоды включаются в стаж госслужбы в обязательном порядке, а какие – по решению специальной комиссии государственного органа, как рассчитывается стаж? Об этом пойдет речь в статье. Особое внимание будет уделено включению периодов военной службы в стаж государственной гражданской службы. Приложение к статье:

Корпоративное мероприятие онлайн

В условиях экономии бюджета, перевода части сотрудников на «удаленку», введения ограничений встает вопрос о том, чтобы перенести корпоративные мероприятия в онлайн-формат. Поговорим о том, какие способы для этого существуют, как сделать такой праздник полезным, интересным, запоминающимся и качественным. Расскажем о разных видах активности, которые можно использовать в Интернете, как они связаны с бюджетом, что потребуется сделать и каких ошибок желательно избежать.