Поговорим о том, что такое делегирование, как его правильно использовать, какие ошибки чаще всего возникают и как их не допустить. Расскажем, что делегировать не только можно, но и нужно, а что делать не рекомендуется. Как выбрать конкретные дела и как обозначить задачи для сотрудников. Поясним, почему в некоторых организациях невозможно делиться полномочиями, а также какие страхи испытывают руководители при необходимости делегирования, как их избежать. Ну и наконец, выясним, что лучше – контролировать сотрудника или все-таки разрешить ему действовать самостоятельно.
Часто люди пользуются правилом «Хочешь сделать хорошо – сделай это сам», потому что пару-тройку раз серьезно обожглись, когда дали задание не тому человеку, или не так, как надо, и результат был именно тот, которого следовало ожидать, – провал. Но практика показывает, что эти провалы обоснованы: делегирование поручений или полномочий было проведено необдуманно, без анализа возможных последствий, а также должного контроля. Если бы все было сделано правильно, то и негативных последствий бы не было.
Традиционно считается, что делегирование – это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации 1. Однако делегируют не только руководители. Это могут быть и нижестоящие коллеги. Просто в таком случае чаще всего делегируются не полномочия, а какие-то задачи и поручения 2. Правда, возможно это только если у сотрудника есть право на то, чтобы перепоручить часть своей работы другому человеку.
Давайте разберемся в терминологии и для начала выясним, чем отличается делегирование полномочий от делегирования поручений (Схема 1).
Схема 1. Отличие делегирования полномочий от делегирования поручений
На практике нередко поручения постепенно трансформируются в полномочия, если, конечно, сотрудник с ними хорошо (или хотя бы удовлетворительно) справляется.
Причины делегирования
Можно выделить три причины, которые предопределяют необходимость делегирования:
1) ежедневный объем работы, которую предстоит выполнить руководителю, превышает его физические возможности и временной ресурс;
2) подчиненный способен делать какую-то работу или справиться с какой-либо задачей лучше, чем его руководитель;
3) не вся работа приносит одинаковую «прибыль» в единицу времени. Бывают длительные, но малорезультативные работы.
При подборе человека для делегирования стоит обращать внимание на то, сколько денег в час зарабатываете вы (или тот, для кого вы подбираете сотрудника) и сколько – тот человек, которому делегируют. Логично, что тот, кому делегируют, должен зарабатывать меньше, чем тот, кто делегирует. Таким образом, вы используете принцип разделения труда – вам не нужно самостоятельно заниматься рутинными делами, если есть люди, которые справятся с ними либо так же хорошо, как вы сами, но за меньшие деньги, либо хотя бы на минимальном приемлемом по качеству уровне.
Да, эти люди будут совершать ошибки, но это можно вовремя проконтролировать и исправить. Кроме того, если вы подобрали...