Отделу кадров нередко приходится подготавливать проекты локальных нормативных актов, отчеты и планы, затрагивающие персонал организации. Для наглядности часто используются различные блок-схемы. Чтобы их составлять и «читать» правильно, нужно, как минимум, понимать, какие фигуры для обозначения чего применяются. На наглядных примерах показываем алгоритм создания простых блок-схем в двух удобных и при этом доступных системах: в программе Visio, которая входит в пакет Microsoft Office, и в онлайн-режиме на бесплатном англоязычном сайте draw.io. Объясняем, чем удобны эти варианты в отличие от MS Word и MS Power Point, в которых, кстати, тоже можно создавать блок-схемы.

Какую бы программу вы ни выбрали для построения схемы бизнес-процесса, самым главным «орудием труда» всегда остается наш мозг. Только он помогает правильно разложить на составляющие каждую задачу. А все остальные техники – нарисовать в блокноте, разложить процесс в программе, проговорить мысли коллеге или записать перечень задач в CRM – только помогают ему получить нужный результат.

Довольно часто мы сталкиваемся с необходимостью выстроить какой-либо процесс, будь то отстройка междепартаментных коммуникаций или выбор и покупка новой мебели. На уровне ощущений мы понимаем, что хотим получить в результате. Но в голове, к сожалению, не всегда удается сразу структурировать и четко расписать всю цепочку действий, а тем более оптимизировать ее.

Можно не быть бизнес-аналитиком, не использовать построение блок-схем деловых процессов сначала для описания существующего порядка вещей, а потом для его оптимизации. На наш взгляд, изначальное описание любого процесса в виде блок-схемы существенно облегчает его восприятие и способствует правильному выстраиванию «процессной логики» за счет наглядности. Здесь четко видно, кто, когда и что должен делать.

Именно поэтому блок-схемами целесообразно снабжать регламенты бизнес-процессов, которые утверждаются как локальные нормативные акты организации.

Правила построения блок-схем

Итак, существуют три важные характеристики грамотной блок-схемы:

  • Простота. Сложные запутанные схемы достаточно тяжелы для восприятия человеком. Поэтому «неподготовленный» сотрудник может потратить достаточно много времени на ее изучение и понимание. А время сотрудника = деньги компании. Зачем нам их тратить впустую?
  • Наглядность. Когда, благодаря правильной визуализации, «невооруженным глазом» видна логика процесса на схеме, мозгу проще воспринимать его, считывание происходит в разы быстрее 1.
  • Четкая последовательность действий. Чтобы приготовить любимую многими «селедку под шубой», необходимо сначала положить слоями картошку, лук, селедку, а уже сверху морковку, свеклу и залить майонезом. Но если закинуть селедку на свеклу – получится уже не «шуба», а селедка со свеклой. Вряд ли такой салат многим придется по вкусу. Так и в любом процессе – важна правильная последовательность шагов для достижения нужного вам и руководителю результата.

Теперь перейдем к правилам оформления блок-схем.

Если бы в данной статье шла речь о профессиональных описаниях бизнес-процессов, стоило бы сравнить несколько популярных нотаций, например, ARIS, BPMN, EPC и пр. Но мы ведь говорим о блок-схеме «на пальцах», которую любой новичок сможет создать в доступных программах (о них чуть позже). И хотя в любой нотации (программе) есть набор фигур, которыми вы можете пользоваться при построении схемы, во всем мире есть принятые назначения фигур. Для обозначения чего используются самые распространенные из них, см. в Таблице 1. Хотя используемых элементов гораздо больше, на первоначальном этапе вполне хватит этих.

Если же заглянуть в классические правила визуализации блок-схем (скорее в математическом смысле), то здесь используется ГОСТ 19.701-90 2. Он практически полностью соответствует стандарту качества ISO 5807:1985. В этих стандартах показанные в Таблице 1 фигуры используются для тех же целей. Просто там их гораздо больше, чем в нашей таблице. Если вы хотите показать свою экспертность, то имеет смысл неуклонно следовать всем принятым в стандартах обозначениям. Но для описания большинства управленческих бизнес-процессов вполне хватит и тех, что показаны в Таблице 1. Ведь наша главная задача – создать блок-схему, понятную для тех, кто будет ее читать. Нагромождение вариантов используемых элементов может утяжелить схему.

Таблица 1. Элементы блок-схемы (наиболее распространенные)

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Офисное хамство: распознать и нейтрализовать

О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Плюсы и минусы онлайн-собеседований

С распространением онлайн-собеседований работодатели встали перед дилеммой: продолжать ли практику очных собеседований или можно от них отказаться, полностью перейдя на дистанционный формат? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, разбираем плюсы (выгоды) и минусы (риски) проведения онлайн-собеседований.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, которым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Офисное хамство: распознать и нейтрализовать

О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.