Top.Mail.Ru

Укрощаем неформального лидера в рабочем коллективе

Выстраивая отношения в коллективе, руководителю (будь то всей организации или только отдела), приходится иметь дело с лидерами. Важно понимать психологические особенности данной категории людей – ​слабые и сильные стороны, недостатки и преимущества. Знание качеств неформальных лидеров помогает управлять подчиненными. Что лучше? Противостоять им, «дружить» или игнорировать? Показываем на примерах, как неформальные лидеры могут влиять на коллектив и чем они опасны.

Вспомните своих друзей и знакомых. Тех, с кем обычно проводите время – ​ходите в кино, отмечаете праздники. Подумайте, кто из них чаще других вносит предложения, распределяет задания, громче всех кричит и любит давать оценки окружающим? В каждой компании есть такой человек. Этот тот, кто руководит группой, решает споры. Его называют вожаком, заводилой, «главным» и другими терминами. Этот человек – ​неформальный лидер. Если вы подумаете о людях, с которыми работаете плечом к плечу, то также без труда определите того, кто играет первую скрипку.

Влияние неформальных лидеров

Хорошо это или плохо, когда в коллективе есть неформальные лидеры? Ответить на этот вопрос с определенностью невозможно. Как и любое явление в жизни, неформальное лидерство имеет две стороны – ​позитивную и негативную.

Пример 1

Специалист по кадрам устроилась на новую работу. Начальница довольно скупо рассказала ей об обязанностях, сообщила лишь, где лежат документы – ​счета, накладные и прочая первичка. Она не познакомила девушку с коллективом и даже не объяснила, где в здании находятся другие отделы, с которыми надо взаимодействовать.

Зато на помощь пришла коллега – другой специалист отдела, которая рассказала новенькой, где столовая, кого как зовут и чем заняться в первую очередь. Она оказалась неформальным лидером, давно работала в организации, и ее уважал даже генеральный директор.

В данном примере неформальный лидер играет положительную роль. Официальный руководитель не выполняет своих обязанностей так, как нужно, и ему на помощь приходит человек из коллектива. Начальники часто ищут содействия у неофициальных помощников. Иногда неосознанно, а порой намеренно они выделяют одного из членов коллектива, дают ему особые полномочия, оказывают поддержку.

Лидеров даже делают «небольшими начальниками». Например, назначают на должности заместителей или прибавляют к названию слово «старший», «главный» и т. д. При этом особых полномочий у человека не появляется, просто он становится официальным представителем руководителя отдела. Так и появляются «старшие менеджеры», «ведущие операторы» и т. д.

К сведению

Интересный подход реализован в вооруженных силах США. Там феномен неформального лидерства поставили в буквальном смысле на службу. В каждом подразделении, помимо руководителя-офицера, есть сержант. Военнослужащие разделяют две функции управления – ​командование и руководство. Офицер отдает приказы, а организует их исполнение сержант. Это особая должность. Сержант обязан быть лидером, образцом поведения для простых солдат. Поэтому он лучше всех стреляет, управляет техникой, физически подготовлен, безупречно выглядит и правильно отдает команды. При этом существует даже особая параллельная иерархия сержантов – ​штаб-сержант, мастер-сержант, сержант первого класса, главный сержант. Есть должность главного сержанта армии, он хоть и не является офицером, но служит в штабе.

Порой неформальные лидеры становятся источниками проблем. Обладая реальной властью в группе, они влияют на отношения в коллективе и иногда мешают официальному, «законному» начальнику.

Пример 2

Начальник HR-отдела компании заметила, что когда она дает распоряжение, то его либо выполняют с полуслова, либо исполнение затягивается на несколько дней. Она разобралась с этим вопросом, побеседовав с подчиненными. Выяснилось, что все советуются со своей коллегой, ее заместителем, неформальным лидером коллектива. Она подсказывает, как и что надо сделать, вносит, так сказать, «коррективы».

Неформальные лидеры могут вредить не только официальному начальнику, но и рядовым сотрудникам.

Пример 3

Кадровая служба завода столкнулась с необъяснимым явлением. Сотрудники бухгалтерии увольнялись один за одним. Главный бухгалтер не понимала, в чем дело. Менеджер по персоналу позвонила бывшей работнице и поговорила по душам. Та рассказала, что одна сотрудница развела настоящую дедовщину в бухгалтерии. Неофициальная «начальница» создала узкий круг общения, члены которого осложняли существование остальным – ​тем, кто не признавал ее власти. Участники сговора не делились профессиональной информацией, заставляли других брать в отпуск в неудобное время, коллективно жаловались начальству, выставляя «независимых» коллег в невыгодном свете, при этом они прикрывали ошибки друг друга.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?

Что делать работодателю, если в качестве кандидата на вакансию к нему обращается специалист, имеющий в своем активе увольнение по статье? Нужно ли сразу отказывать такому кандидату в приеме на работу? В каких случаях действительно важно учитывать увольнение сотрудника по инициативе работодателя? Наконец, что делать, если сотрудник скрыл от работодателя, что с предыдущего места работы был уволен по статье? Разбираем на конкретных примерах.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.