Top.Mail.Ru

Переоцениваем основные средства

Какие выгоды может приобрести компания, переоценивая основные средства? Какова процедура переоценки? Как отразить ее результаты в бухгалтерской отчетности? От чего зависит порядок отражения? Для наглядности возможные случаи рассмотрены на примерах.

Переоценка основных средств может оказаться для компании как выгодной, так и не очень. Все зависит от целей, которые она преследует. О том, как правильно ее провести и на что обратить внимание в связи с последними изменениями в законодательстве, читайте в статье.

Переоценка основных средств (ОС) производится с целью определения реальной стоимости объектов путем приведения их первоначальной стоимости в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки. Так зачем же она нужна? Приведем пример.

Пример 1

Организация год назад приобрела оборудование за 850 000 руб., за год начисленная амортизация составила 50 000 руб. Следовательно, остаточная стоимость в размере 800 000 руб. должна быть отражена в балансе по строке «Основные средства». Но также известно, что за истекший год компанией-производителем было выпущено новое, более усовершенствованное поколение оборудования, а купленное год назад автоматически устарело, и теперь на рынке его можно продать только за 640 000 руб. Если будет произведена переоценка оборудования, оно будет учтено на балансе организации по рыночной стоимости – 640 000 руб., что способствует соблюдению полноты и достоверности информации при подготовке финансовой отчетности.

Причины переоценки

По сути, переоценка ОС представляет собой производимое по решению компании изменение первоначальной стоимости объекта ОС в связи с динамикой цен на указанное имущество. Причем согласно п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01), переоценка – это право, а не обязанность организации. Поэтому налоговые органы не могут обязать организацию провести переоценку основных средств и использовать ее результаты для целей исчисления налога на имущество. Вместе с тем, если компания приняла решение переоценивать определенные группы ОС, то в последующем их регулярная переоценка будет обязательной (п. 15 ПБУ 6/01 и п. 44, 45 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее – Методические указания)).

На практике переоценка ОС может быть вызвана разного рода причинами. К ним можно отнести, например, желание:

  • улучшить имидж компании, поскольку если первоначальная стоимость ОС возрастает, то увеличивается величина чистых активов организации;
  • увеличить собственный капитал, вследствие чего компания становится привлекательной для инвесторов или имеет возможность получить кредит в банке;
  • увеличить амортизационные отчисления и тем самым – себестоимость товаров, которые производятся на предприятии, что возможно при грамотном использовании современных методов переоценки основных фондов;
  • оценить рыночную стоимость имущества при подготовке предприятия к купле-продаже.

Недостатки переоценки

Несомненные преимущества переоценки понятны, однако есть у нее и свои минусы. Увеличение первоначальной стоимости ОС сопряжено с повышением налоговых платежей в бюджет, в частности, возрастает размер налога на имущество организации. В результате переоценки может измениться сумма залогового обеспечения. Для заемщика это может повлечь негативные последствия, так как в случае уменьшения стоимости залогового обеспечения со стороны банка возможно предложение увеличить сумму залога.

Кроме того, негативной стороной переоценки является и тот факт, что приближение стоимости ОС к реальным ценам в свою очередь искажает достоверность финансовых результатов компании, поскольку в учете появляются виртуальные прибыль или убыток. Указанные нюансы организации следует учитывать при принятии решения о проведении переоценки.

Процедура переоценки

Решение о переоценке ОС (будет она проводиться или нет) закрепляется в учетной политике компании. Заметим, что нормы ПБУ 6/01 запрещают проводить переоценку чаще одного раза в год. На это также обратил внимание Минфин России в письме от 22.10.2008 № 07-05-10/74. Следовательно, организация в своем внутреннем документе может установить и иную периодичность ее проведения, например, раз в два или в три года.

Однако если стоимость переоцененных объектов отличается от их восстановительной стоимости несущественно, регулярностью переоценки можно пренебречь. Для этого целесообразно в...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.