Top.Mail.Ru

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в регистрах бухгалтерского учета (равно как и в бухгалтерской отчетности) является ошибкой, которую, согласно ПБУ, подлежит обязательно исправить. Однако всегда ли надо, исходя из здравого смысла и логики, исправлять ошибки?

Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в регистрах бухгалтерского учета (равно как и в бухгалтерской отчетности) является ошибкой (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н, далее - ПБУ 22/2010).

Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).

Для целей налогообложения обнаруженные ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, подлежат исправлению путем подачи уточненных налоговых деклараций (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Ранее мы рассматривали порядок исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Теперь бы хотелось более подробно рассмотреть вопрос об обязательности исправления выявленных ошибок.

Как мудро в свое время заметил один опытный бухгалтер (а стаж работы у него был где-то лет 45-50): «Баланс может быть только приблизительно верным. Ведь первичные документы поступают в бухгалтерию гораздо позже, чем была совершена та или иная операция». То же самое можно сказать и о налоговых декларациях. Методы расчета тех или иных налогов далеко не всегда дают абсолютную (до копейки) сумму, подлежащую перечислению в бюджет. В некоторых случаях разброс в ту или иную сторону может давать десятки, а то и сотни рублей.

Поэтому стремиться достичь какого-то идеала и постоянно искать, находить и исправлять все, даже самые мельчайшие ошибки - на наш взгляд означает зря тратить время, которого бухгалтеру и так катастрофически не хватает. Тем более частенько бывает, что исправление выявленной за прошлый год ошибки на 37 руб. 16 коп. может привести к тому, что будет допущена новая, уже на 315 руб. 03 коп., а когда будем исправлять эту, совершим еще одну, на 7008 руб. 22 коп., и т.д. Хотя если в самом начале махнули бы рукой на эти 37 руб. 16 коп. излишне начисленной амортизации (что привело к завышению расходов и недоимке по налогу на прибыль на 7 руб.), сэкономили бы средств и времени на гораздо большую сумму.

В декларации перепутаны строки

Недавно на одном из многочисленных форумов развернулась весьма оживленная дискуссия. Вопрос был следующий: «Через неделю после сдачи квартальной декларации по налогу на прибыль выяснилось, что доходы от продажи материалов были...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Обязателен ли раздельный учет

По общему правилу, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли данные по торговым операциям должны отражаться отдельно от данных по выполнению заказов (выполнению работ по договорам подряда). Причем отсутствие раздельного учета не приведет к недоимке по налогам и искажению себестоимости, но может повлечь наложение штрафных санкций.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.