Top.Mail.Ru

Новый лимит основных средств: сложности перехода

В регистрах бухгалтерского учета актив включается в состав основного средства на дату признания его пригодным к эксплуатации, а для целей налогообложения – в состав амортизируемого имущества на дату ввода его в эксплуатацию. Если стоимость имущества ниже лимита в 100 000 рублей, то возникают временные разницы.

Амортизируемым имуществом с этого года НК РФ признает основные средства первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Причем в регистрах бухгалтерского учета актив включается в состав ОС на дату признания его пригодным к эксплуатации, а для целей налогообложения объект включается в состав амортизируемого имущества (в качестве основного средства) на дату ввода его в эксплуатацию. Из-за этого возникают временные разницы, которые отразятся на учете (в случае если стоимость имущества ниже нового лимита).

С начала 2016 года начала действовать поправка, внесенная в п. 1 ст. 256 НК РФ Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)”».

Введенные в эксплуатацию активы с длительным сроком полезного использования (более 12 месяцев) признаются амортизируемым имуществом, если их первоначальная стоимость превышает 100 000 руб­лей. Здесь, как часто бывает, нельзя однозначно сказать, облегчает или усложняет жизнь организации (с точки зрения ведения учета) внесенная законодателями поправка.

С одной стороны, инфляция сказала свое веское слово, и вся приобретаемая техника (особенно импортная) ощутимо прибавила в цене. Поэтому и лимит стоимости основных средств для целей налогообложения увеличился в 2,5 раза. Это позволяет организации сэкономить свои оборотные средства, списывая стоимость подорожавшего приобретенного инвентаря, инструментов и прочей малоценки на расходы сразу, а не растягивая на полтора-два года.

С другой стороны, прибавилось хлопот и забот у бухгалтерии при учете приобретенного имущества. Напомним, ранее, когда менялся лимит стоимости основных средств для целей налогообложения прибыли (в 2008 году его увеличили с 10 000 до 20 000 рублей, а в 2011 – до 40 000 руб­лей), Минфин России, пусть и с небольшим опозданием и задним числом, вносил аналогичные изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ № 6/01).

Ждали таких изменений и в этом году. Но так и не дождались. По имеющейся информации, в следующем году планируется принять изменения в учете основных средств, согласно которым лимит стоимости ОС организация будет определять самостоятельно. Пока же приходится работать с теми нормативными правовыми актами, которые есть. Причем хлопот и работы у бухгалтера, к сожалению, добавилось.

К сведению

Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н внесены изменения в ПБУ 6/01. Им же внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

Эти изменения, по мнению чиновников, должны облегчить жизнь организаций, имеющих право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Напомним, что таким правом могут воспользоваться, в первую очередь, ООО, отчетность которых не подлежит обязательному аудиту. Хотя, на наш взгляд, внесенные изменения, если их применить, только умножат различия между бухгалтерским и налоговым учетом.

Правда, если организация находится на упрощенке, применение внесенных изменений имеет право на существование. Так, подобная организация имеет теперь право амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю начислять единовременно в размере его полной стоимости на дату признания объекта основным средством (п. 19 ПБУ 6/01 в ред. от 16.05.2016).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359) производственным инвентарем признаются предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям. Хозяйственным инвентарем признаются предметы конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно не используемые в производственном процессе.

И если организация к тому же установит для инвентаря верхний лимит стоимости в 100 000 рублей, то разницы между порядком списания его стоимости в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли не будет.

Но, например, акционерное общество либо ООО, для которого аудит обязателен, таких прав лишено. О проблемах таких организаций мы и расскажем дальше.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.