Профессионализм, компьютер и Интернет – почти все, что нужно креативному работнику, чтобы превратить свой интеллектуальный багаж в высокий статус (признание коллег) и в конечном счете в ликвидный капитал (а попросту говоря – в деньги). Об одном из таких доступных способов – наша статья.
Начало пути
Все началось с книг Ричарда Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее», Дениэла Пинка «Нация свободных агентов» и Чарльза Лэндри «Креативный город». Увы, в своем Отечестве талантливых теоретиков креативной культуры и певцов креативного класса, похожих «калибром» на упомянутых американцев и англичанина, я тогда не обнаружил. Похоже, все они улетели из страны по рецепту Ивана Васильевича Грозного, поменявшего профессию в известном фильме Гайдая: «Был у меня один умник – крылья придумал… так я посадил его на бочку с порохом. Пущай полетает!»
Так вот, и Пинк, и Флорида анализируют феномен, предсказанный в середине прошлого столетия. Суть предсказания состояла в том, что со временем роль «интеллектуальных работников» в мировой экономике не просто возрастет, но станет единственно возможным условием обеспечения конкурентоспособности. Соответственно, предприятия, корпорации и целые государства начнут конкурировать за интеллектуальные ресурсы!
Исследования Флориды и Пинка выявили удивительную особенность современных рынков труда – все больше и больше людей начинают не просто работать сами на себя, но и вести себя как самостоятельные экономические единицы. Кто-то уходит во «фриланс», кто-то продолжает работать на те или иные организации, но не в качестве наемного рабочего, а в качестве креативного проектного менеджера, т.е. человека, придумывающего и воплощающего в жизнь свои авторские разработки, пусть и по заказу работодателя.
В Америке меня, в частности, поражало обилие кофейных реторанчиков «Старбакс». Казалось, что они располагаются через каждые 300 метров. «Где они находят столько клиентов? Почему не разоряются? Почему никогда не пустуют?» – невольно крутилось в моей голове. Оказывается, что сначала кофейни «Старбакс» задумывались как обычные «фастфуд», но очень скоро менеджеры и хозяева этого достаточно обычного для США бизнеса обратили внимание, что клиенты приходят к ним не только ради кофе, но и для того, чтобы поговорить, поработать в Интернете, провести деловые переговоры. И тогда был сформулирован гениальный принцип извлечения прибыли: «Старбакс» – это не «фастфуд», а сдача в аренду офиса по цене чашки кофе.
Талант, компьютер и Интернет на современном рынке интеллектуальных услуг – почти все, что нужно креативному работнику, чтобы вести свой личный бизнес. Талант, конечно, еще нужно конвертировать в конечный продукт, и это уже будет зависеть только от тебя, а не от решения вышестоящего начальства, будь то в бизнесе или на государственной службе.
Главный факт, открытый и доказанный исследователями креативной культуры, состоит в том, что «освобождение труда», о котором так давно мечтали великие умы человечества, не только состоялось, но и привлекло в ряды своих активных сторонников миллионы самых востребованных на современных рынках труда специалистов. Чего же так испугались власть и бизнес? Того же, чего боятся авторитарные родители, когда их некогда послушные и зависимые дети превращаются в автономных, трудноуправляемых взрослых людей.
Тут я обозначу очень болезненную для всей России тему: личный вред инноваций для руководителей старой формации. Ведь что такое настоящая инновация? Это инструмент гарантированного снижения производственных издержек. Бизнесу это – только давай! А вот зачем это бюрократу? Инновация для него – это урезание бюджета, сокращение штата подчиненных сотрудников и, как следствие, утрата влияния, снижение «левых» доходов и т.д. Чиновник в кресле «хозяина положения» и борьба за внедрение инновационных моделей развития в одном лице – это «пчелы против меда».
И тут – внимание: если мы знаем, что без развития в нашей стране креативной культуры мы никогда не станем современным конкурентоспособным государством, если при этом нам известны условия культивирования креативных сообществ, ценности и предпочтения креативных людей, то почему бы нам не ускорить процесс формирования креативного класса путем моделирования необходимых для этого условий хотя бы в Интернете?
У креативного работника есть все основания рассматривать себя в качестве самостоятельного «микробизнеса». Вольно или невольно, но человек, занимающийся коммерциализацией своих интеллектуальных активов, вынужден предпринимать тот же самый набор и алгоритм действий, что и любое бизнес-предприятие: анализировать ситуацию на рынке и находить свою нишу, выстраивать свою профессиональную активность, создавать систему продаж, формировать клиентскую базу, получать прибыль, платить налоги и т.д. Только в отличие от бизнес-предприятия делать это надо в одиночку!
Так нужна ли в такой ситуации креативному работнику персональная система управления знаниями или, точнее говоря, система управления личными интеллектуальными активами?
Мелисси Клеммонс Румизен в своей книге «Управление знаниями» предлагает такую структуру личного интеллектуального капитала:
- Во-первых, это ваш «запас знаний», т.е. те формальные знания, которые в ходе всей своей жизни вы получили в процессе профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки. Сюда же относится накопленный вами опыт работы на тех или иных должностях, знаки профессионального отличия, почетные звания, ученые степени и т.п. Документом, отражающим все эти сведения, обычно является ваше профессиональное резюме или, как еще иногда говорят, портфолио.
- Вторая составляющая – это ваш «актив знаний»: авторские методики, разработки, открытия, мелодии, тексты, технологии и т.п., которые вы при определенных условиях можете «конвертировать» в деньги.
- И, наконец, это ваши «социальный и репутационный капиталы». К социальному капиталу относятся все ваши активные связи, контакты и сообщества, полезные для успешного ведения профессиональной деятельности, карьерного роста. Как говорится, «не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Социальный капитал и личная репутация имеют для креативного работника решающее значение. Обычно «заказоемкость» среднестатистического креатора не слишком велика. Сколько серьезных заказов может качественно выполнить один человек: один, два, четыре? А если таких заказов десять? Как вы поступите? Очевидно, что позвоните друзьям и отдадите им те заказы, которые не можете выполнить сами. Но всякому ли знакомому вы передадите своего клиента? Конечно же нет! Только тому, который вас не подведет. То же самое сделают и ваши друзья. Причем чем чаще вы будете помогать другим, тем скорее сможете рассчитывать и на их помощь. Вот такие вот обязывающие к альтруизму и взаимопомощи конкурентные отношения.
Возможности портала UpSelf
Идея с управлением знаниями понравилась всем разработчикам UpSelf. Но Боже мой, как мы намучились, разрабатывая единое понимание каждого конкретного сервиса! И когда ТЗ (техническое задание) каждого сервиса было закончено, мы решили повременить и устроили себе публичную защиту перед потенциальными пользователями своего будущего продукта.
Говорят, Курчатов не разрешил асфальтировать пешеходные дорожки у себя в институте, пока люди не протоптали тропки по удобным для них маршрутам. Мы решили поступить так же, и в июле-августе 2008 года провели Летнюю молодежную школу в Крыму по профильной для UpSelf тематике: «Основы системного проектирования и сетевого управления знаниями в интернете». В итоге мы получили довольно ясное представление о том, что нужно делать. Итак, сейчас вы найдете на портале UpSelf следующие сервисы, реализованные в рамках первого этапа программирования:
1. Классические сетевые сервисы, такие, как профайл пользователя, сообщения, сообщества,в которых состоит пользователь, а также его личные контакты. Помимо этого, можно найти других пользователей (сервис «Люди»), а также профессиональные сообщества (сервис «Сообщества»). С помощью сервиса «Обновления» вы всегда будете осведомлены об изменениях в UpSelf (добавление новых комментариев, обсуждений в сообществах).
2. Сервисы отражения «Личного интеллектуального капитала». Вы можете воспользоваться такими неотъемлемыми элементами личного интеллектуального капитала, как актив знаний (это ваш успешный практический опыт, который может выражаться в виде лучшей практики, статей или реализованных проектов), запас знаний (опция «Образование») и социальный капитал (это ваши личные связи, которые требуют постоянного расширения, – опция «Контакты»).
3. Сервис «Профессиональная он-лайн Визитка». Где бы вы ни находились, ваши знания и профессиональное резюме можно всегда найти в открытом доступе по адресу в Интернете вида: name.upself.ru, где name – это ваше имя. Напишите этот адрес на обычной визитке, и Ваши партнеры, коллеги или друзья всегда смогут получить доступ к вашему «полному портфолио».
4. Сервис создания интеллектуальных активов. Вы всегда сможете создать один из видов знаний (статья, практика, блог, проект, вопрос). Пользователь получает готовый шаблон, с помощью которого без труда сможет описать свой проект. Также каждый шаблон снабжен обучающими подсказками.
5. Сервис рейтингования интеллектуальных активов. Встроенный механизм рейтингования способен косвенно оценить профессиональный потенциал опубликованных вами знаний. Данный механизм выводит на первые места наиболее популярные знания, сообщества и персоны. Каждый из видов знаний может быть оценен (на данный момент) по 5-балльной шкале. Соответственно, чем свободнее вы делитесь с другими качественными статьями, практиками и проектами, тем популярнее вы становитесь, т.к. рейтинг знаний связан непосредственно с вашим личным рейтингом.
6. Сервис работы с интеллектуальными активами других пользователей. «Пульс знаний» позволяет вам оценить возможности технологий управления знаниями. Посредством фильтров (по видам знаний, категориям) и поисковой системы вы быстро сможете находить только ту информацию, которая вам необходима. Также вы можете сохранять понравившиеся вам знания других пользователей в закладки. См. Рисунок 3.
7. Сервис «профессиональные сообщества». Главной особенностью является встроенный «минипульс знаний», который позволит находить знания в рамках конкретного профессионального сообщества, а также эффективно вести и отслеживать дискуссии на актуальные для данного сообщества темы, размещать фото- и видеоматериалы. См. Рисунок 4.
8. Сервис «Взаимопомощь» позволяет задать вопрос и получить ответы от профессионалов из любой интересующей вас области.
«Ансамбль технологий успеха»: люди, сервисы, процессы
У Питера Сенге в книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» есть очень удачный образ, показывающий, что от работающей инновации до коммерческого продукта может лежать целая пропасть: самолет братьев Райт появился в 1903 году, а «Дуглас DC-3», способный поддерживать себя не только аэродинамически, но и экономически, поднялся в воздух в 1935-м. За 32 года провалились тысячи попыток наладить коммерческие авиаперевозки, и лишь в упомянутой модели «Дуглас» впервые сошлись воедино все 5 критически важных для успеха технологий: винт с переменным шагом, убирающиеся шасси, легкая литая конструкция корпуса, радиальный двигатель с воздушным охлаждением и, наконец, ветровые закрылки.
Приведенный сюжет из истории воздухоплавания убедительно демонстрирует, что инновационная идея, продвигаясь от стадии изобретения до коммерческого внедрения, должна сформировать вокруг себя «ансамбль технологий». В случае с UpSelf мы видим как минимум три фактора успеха:
- качественный сайт (прежде всего – движок) с полезными и удобными для пользователя сервисами управления знаниями;
- качественная аудитория (люди, реально мотивированные к созданию и продвижению инновационного опыта);
- эффективная система мероприятий, мотивирующая пользователей к обмену опытом, размещению и продвижению на UpSelf личных интеллектуальных активов.
Ведущие аналитики мира сходятся во мнении, что самым выдающимся реформатором ХХ-го века был Ден Сяо Пин. Ему удалось таким образом повлиять на современный Китай, что за какие-то 20 лет этот «азиатский тигр» совершил прыжок на рубежи мирового экономического лидерства. А ведь 40–50 лет назад наши соотечественники снисходительно посмеивались над программой строительства плавильных печей в каждом крестьянском доме, охотой на воробьев и прочими культурными инновациями коммунистического руководства страны. Что же за «фокус» придумал Ден Сяо Пин, что вся это, казалось бы, бесконечно отсталая и перенаселенная страна уверенно становится центром мирового инновационного прогресса?
В то время, пока мы хохотали над анекдотами про китайцев, в которых они утром сажали картошку, а в обед выкапывали, потому что «очень кусать хочеца», лидер китайской «перестройки» все делал с точностью до наоборот. Ден Сяо Пин начал эксперимент с весьма отдаленными результатами. Реформа, создавшая в Китае экономическое чудо, началась за 30 лет до того, как мы и весь мир увидели ее первые признаки. И реформа эта началась не с инвестиций в технопарки, не с объявления ее концепции на очередном Съезде КПК, а с медленной трансформации т.н. «ментальных моделей» нации. В стране узаконенного государственного рабства китайским «крепостным» разрешили проявлять мелкособственническую инициативу: кормить себя с собственного огорода, развивать мелкобуржуазные ремесла, а по сути – вести свой личный микробизнес.
И только когда мелкособственнические «повадки» усвоили и оценили сотни миллионов китайцев, Ден Сяо Пин объявил о новом, теперь уже понятном для населения страны курсе партии. Культурные инновации (а смена политического курса огромной страны – это по определению мега-инновация) могут быть успешно реализованы только после трансформации ментальных моделей населения, втянутого в эксперимент своими политическими вождями!
Мы как нация никогда не будем успешны в модернизации России, если не начнем сознательно культивировать у населения ментальные модели креативной эпохи, т.е. по сути культивировать «креативный класс» и комфортную для его взращивания среду.