Top.Mail.Ru

Как оказать психологическую помощь сотруднику

Главбух – должность особая. Чтобы управлять людьми, нужно знать и понимать психологию коллектива, правильно распределять задания, рассчитывать нагрузку, мотивировать. Хотя есть еще одна функция, которую приходится выполнять главному бухгалтеру, но о ней почти не говорят. Речь идет о психологической поддержке сотрудников. Ведь производительность труда во многом зависит от эмоционального состояния работника. Подчиненный, выполняющий сложную работу и испытывающий психологические проблемы, будет менее эффективен, чем тот, кто чувствует себя в ладу с собой. Посмотрим, как помочь сотрудникам, не ­навредив.

Как поговорить с расстроенным человеком, чтобы он успокоился? Не у всех есть такой дар. Тем не менее главбуху он просто необходим. И даже если его у вас нет, ему можно научиться. Главное – действовать последовательно и ­избегать распространенных ошибок.

Руководитель – профессия особая. Чтобы управлять людьми, нужно знать и понимать психологию коллектива, правильно распределять задания, рассчитывать нагрузку, мотивировать. Но есть еще одна функция, которую приходится выполнять главному бухгалтеру, но о ней почти не говорят. Речь идет о психологической поддержке сотрудников.

Существует точка зрения, что начальник должен соблюдать дистанцию между собой и подчиненными, то есть по мере возможности не вникать в душевные сложности коллег. Однако «сухой» подход себя не оправдывает. Руководителей, которые пытаются вести себя чересчур ­рационально, в коллективе не любят. Тем более, если этот коллектив – женский.

Есть и другие причины, по которым главбуху нужно быть не только специалистом в своей области, но и психологом. Во-первых, производительность труда зависит от эмоционального состояния. Подчиненный, выполняющий сложную работу и испытывающий психологические проблемы, будет менее эффективен, чем тот, кто чувствует себя в ладу с собой. Можно, конечно, сказать, с душевными сложностями должны справляться сами сотрудники, а удел руководителя управлять и контролировать. Но не все так просто. Иногда на работника так много «завязано», что его временная нетрудоспособность оборачивается серьезными последствиями.

Пример 1

В торговой розничной сети при открытии очередного магазина обучают персонал. Занимается этим заместитель главного бухгалтера. Она рассказывает старшему и рядовым кассирам порядок инкассации; обучает работе на кассе, ­документообороту, порядку взаимодействия с офисом.

Однажды у женщины случилась личная трагедия, и она чувствовала себя разбитой. Тем не менее главбух настояла на том, что обучение должно состояться. Заместитель провела занятия, но сделала это плохо. Уже через месяц обнаружилось, что кассиры элементарно не соблюдают кассовую дисциплину. Налоговая инспекция провела внезапную проверку, и оказалось, что они не всегда пробивают чеки на ККМ. Женщина вспомнила, что была как в полусне, поэтому объясняла материал очень плохо. ­Возможно, кассиры «не прониклись» тем, что чеки надо пробивать всегда.

Во-вторых, существует понятие «заражение». Люди как бы подражают эмоциональному состоянию друг друга. Причем перенимается наиболее сильная эмоция. Если один человек рассержен, то через некоторое время сердиться будут все. Унылые люди заражают своим настроением остальных. Это расхолаживает, снижает мотивацию. Настроение – особое состояние, которое не проходит просто так. В зависимости от ­психофизиологических особенностей оно может держаться довольно долго.

Таким образом, чтобы эмоциональный климат в коллективе был рабочим, нужно периодически оказывать психологическую помощь отдельным сотрудникам. Но важно это делать грамотно, поскольку ­неправильный подход может привести к плачевным результатам.

Как не надо помогать

Желание помогать друг другу заложено в человеческой природе. Однако надо уметь это делать правильно. Посмотрим, какими бывают ошибки, когда мы пытаемся оказывать помощь. Как ни странно, но иногда нужно не бросаться спасать человека, а остановить собственный импульс и ­вести себя сдержанно.

Советование

Любой психически нормальный человек, увидевший своего страдающего собрата, будет испытывать как минимум сочувствие. А чаще всего мы сострадаем, испытываем душевную боль вместе с тем, за кем наблюдаем. Это состояние мешает сосредоточиться на работе и повсе­дневных делах, поэтому мы стараемся от него избавиться. Каждый делает это по-своему, но один из распространенных приемов – советовать. Сами по себе рекомендации выглядят настолько шаблонно, что можно ­составить список на все случаи жизни:

типовые советы

Однако советовать – не самая лучшая тактика. Рекомендации чаще позволяют успокоиться самому советчику, чтобы он мог сказать себе: «Я сделал все что мог, теперь можно с чистой совестью забыть о ближнем». ­Однако самому ближнему лучше не становится по следующим...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.