Налоговый «парашют» для топ-менеджера

В случае досрочного расторжения трудового договора с топ-менеджером трудовое законодательство предусматривает выплату ему компенсации в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Трудовым договором могут быть оговорены и более существенные суммы. Задача бухгалтера – правильно оформить выплату, а также произвести начисление и уплату налогов и страховых взносов. Автор делится опытом по минимизации налогов с «золотых парашютов» руководителям компаний.

Руководитель организации, как и любой другой сотрудник, по тем или иным причинам может быть уволен. Причем ТК РФ предусматривает куда больше оснований для расторжения трудового договора с топ-менеджером, чем с рядовым работником. Да и сама процедура прощания с директором имеет свою специфику. Между тем, как правило, на руководящую должность назначается человек, на которого учредители предприятия возлагают огромные надежды. А чтобы его простимулировать, еще при заключении трудового договора ему даются определенные, зачастую финансовые гарантии на случай увольнения, например, ввиду пошатнувшегося здоровья, при достижении пенсионного возраста и т.п. И если до недавних пор порядок налогообложения и уплаты страховых взносов с соответствующих выплат был спорным, с начала текущего года вопросы в данной части практически сведены к нулю, но… Это не порадует топ-менеджеров.

Правовой статус руководителя организации значительно отличается от статуса иных работников. Это обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления компанией. Ведь именно на него возложено руководство организацией, в том числе выполнение функций ее единоличного исполнительного органа, совершение от имени организации юридически значимых действий (ст. 273 ТК РФ; п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Еще в постановлении КС РФ от 15.03.2005 № 3-П указывалось, что в силу заключенного трудового договора руководитель организации реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота. Речь идет в том числе об исполнении полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом компании. Также руководитель не должен забывать о правах и обязанностях работодателя в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками. На него же возложена организация управления производственным процессом.

Ввиду того, что руководитель является самой значимой фигурой в компании, законодательство предусматривает как специальные основания для его увольнения, так и определенные гарантии, которые предоставляются топ-менеджерам в случае досрочного расторжения с ними трудового договора.

Основание для увольнения руководителя

Трудовым законодательством предусмотрены специальные основания увольнения руководителя организации. К ним отнесены:

  • смена собственника имущества организации (п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • принятие необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • отстранение от должности руководителя...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.