В статье содержится подробный анализ законодательства и судебной практики по поводу рассмотрения налоговыми органами материалов проведенных в отношении налогоплательщиков налоговых проверок. Автор акцентирует внимание на защите прав проверяемых при получении актов налоговых проверок, а также при извещении их о дате и месте рассмотрения материалов.
Одним из оснований для признания недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности является нарушение налоговым органом процедуры рассмотрения проведенной в отношении налогоплательщика налоговой проверки. Учитывая, что это основание является безусловным, налогоплательщикам необходимо хорошо ориентироваться в стадиях указанной процедуры и знать свои права. В настоящей статье на основе действующего законодательства и судебной практики рассматриваются наиболее актуальные вопросы, которые могут возникнуть у налогоплательщиков и налоговых органов.
Изучаем законодательство
Оценивая развитие отечественного налогового законодательства, нельзя не отметить тенденцию к возрастанию в нем публичного интереса, направленного на создание условий для максимально беспрепятственного пополнения бюджета за счет налоговых поступлений 1. Одно из наиболее важных проявлений эта тенденция находит в обширных полномочиях налоговых органов при осуществлении налогового контроля и прежде всего – в полномочиях по бесспорному взысканию сумм налогов, пеней и штрафов на основании вступивших в законную силу решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Из анализа соответствующих положений Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) следует, что такие полномочия налоговых органов главным образом включают в себя:
- принятие обеспечительных мер, направленных на реализацию возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении (п. 10 ст. 101 НК РФ);
- приостановление операций по счету, т.е. прекращение банком всех расходных операций по счету (ст. 76 НК РФ);
- обращение взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках (ст. 46 НК РФ);
- взыскание налогов, пени и штрафов за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя (ст. 47 НК РФ).
В то же время логика юридического мышления подсказывает, что широкие публично-правовые возможности налоговых органов при исполнении решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должны быть сбалансированы всесторонним обеспечением частных интересов налогоплательщиков на этапе принятия таких решений.
В этом смысле особая роль в обеспечении преимущественно частных интересов принадлежит процедуре по рассмотрению материалов налоговых проверок и принятию по его результатам решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Примечательно, что налоговые системы развитых стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) основываются на всестороннем обеспечении прав налогоплательщиков именно на этапе досудебного урегулирования споров. Например, в США 95% спорных вопросов регулируются посредством переговоров между налогоплательщиком и налоговой службой до вынесения решения о привлечении к ответственности 2.
Можно утверждать, что с 2007 года для этого заложен основной фундамент и отечественным законодателем. Согласно обновленным редакциям ст. 100 и 101 НК РФ на этапе подведения итогов налоговой проверки в отношении налогоплательщика применяются следующие важные меры, направленные на обеспечение его прав и законных интересов:
- по результатам налоговой проверки проверяющими должностными лицами составляется акт, в котором фиксируются выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах и который обязательно вручается налогоплательщику для ознакомления и подготовки возражений;
- акт налоговой проверки, поступившие на него возражения, а также иные материалы проверки подлежат обязательному рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с участием налогоплательщика;
- принятые по результатам рассмотрения материалов проверки решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть обжалованы в вышестоящий орган, что приостанавливает вступление их в законную силу.
Подчеркивая важность таких мер, законодатель в п. 14 ст. 101 НК РФ специально указал, что неисполнение налоговым органом обязанности по обеспечению налогоплательщика возможностью представить свои объяснения, а также участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и, как следствие, служит основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим органом или судом. Указанное основание является безусловным, т.е. применяется в любом случае, даже при наличии безукоризненной доказательственной базы о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения.
Учитывая серьезность указанных последствий, на практике применение п. 14 ст. 101 НК РФ вызвало многочисленные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами. За период применения этого пункта судами высказано немало правовых позиций, важных как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Рассмотрим их более подробно в форме ответов на самые актуальные вопросы.
Что должен содержать акт налоговой проверки?
Одним из существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является неисполнение налоговым органом обязанности по обеспечению налогоплательщика возможностью представить свои возражения по поводу выявленных нарушений.
Указанная обязанность считается надлежаще исполненной, если налоговый орган своевременно предоставит налогоплательщику акт налоговой проверки.
Согласно ст. 88 НК РФ акт камеральной налоговой проверки составляется должностными лицами налоговых органов в течение 10 дней после окончания проверки, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах.
В силу ст. 100 НК РФ акт выездной налоговой проверки составляется во всех случаях проведения выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со...