Посмотрим, как должно быть оформлено требование, в какой срок нужно его исполнить, что будет, если его проигнорировать. Изучим, как действовать, если налоговики нарушили срок его направления, могут ли они его уточнить, и что сделать, чтобы его обжаловать.
Многим знаком такой документ, как требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа, процентов). Он направляется компаниям, которые не заплатили налог вовремя. Выясним, в каких случаях налоговая инспекция выставляет требование и что делать компании, которая получила этот документ.
Сразу скажем, что с 2017 г. все правила, касающиеся требования об уплате налога, распространяются на страховые взносы (п. 8 ст. 69 НК РФ). Это связано с тем, что администрированием страховых взносов теперь занимаются налоговые органы (см. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).
Как оформляется требование
Данные, которые должны быть указаны в требовании, перечислены в п. 4 ст. 69 НК РФ. Вот они:
- сведения о сумме задолженности;
- срок, в который нужно погасить задолженность;
- меры, которые инспекция может применить, если компания не погасит задолженность;
- подробные данные об основаниях взимания налога;
- ссылка на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность уплатить налог;
- предупреждение о том, что в случае неуплаты задолженности материалы будут направлены в следственные органы (если размер недоимки позволяет сделать вывод о совершении преступления).
Форма требования утверждена приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ 7-8/662@.
Практика показывает, что компании часто получают требования, в которых указана не вся информация, перечисленная в п. 4 ст. 69 НК РФ. Бывает и так, что один или несколько реквизитов формы остаются незаполненными. Возникает вопрос: что делать в такой ситуации? Можно ли считать требование недействительным?
Все зависит от того, какая именно информация отсутствует. Рассмотрим наиболее распространенные спорные ситуации.
Ситуация 1. Отсутствует подпись руководителя инспекции
В форме требования такой реквизит, как подпись руководителя, не предусмотрен. Тем не менее некоторые налогоплательщики считают, что она должна быть. По их мнению, отсутствие подписи лишает требование признаков ненормативного правового акта. А значит, компания не может оспорить этот документ в суде. Но при этом она обязана заплатить сумму, указанную в требовании.
Суды с этим аргументом не соглашаются. Они считают, что отсутствие подписи не меняет природу требования как ненормативного правового акта. Следовательно, суд не может отказать в проверке законности требования. Таким образом, право на судебную защиту не ограничивается (решение ВАС РФ от 06.06.2013 № ВАС 3797/13). Налоговики с этим подходом согласны (п. 11 письма ФНС России от 24.12.2013 № СА 4-7/23263).
Ситуация 2. В требовании не указаны (неверно указаны) какие-либо данные
На практике та или иная информация в требовании зачастую указывается неверно или не указывается вовсе. На первый взгляд, нарушение прав налогоплательщика в такой ситуации очевидно. Он просто не сможет проверить, верна ли указанная сумма задолженности. Однако суды такой подход, как правило, не разделяют. Они указывают, что незначительные формальные нарушения сами по себе не являются основанием для признания требования недействительным (постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2013 по делу № А65-15924/2012).
Арбитры анализируют все обстоятельства в совокупности. Так, они признают требование недействительным...