До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.
Налоговое законодательство обязывает налогоплательщиков попытаться урегулировать налоговые споры по камеральным и выездным налоговым проверкам в досудебном порядке. Поэтому компаниям необходимо четко понимать свои права на этапе досудебного урегулирования спора с инспекцией, на что следует обращать внимание и как можно наиболее эффективно построить свою позицию, включая подготовку документов.
Досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также ненормативных актов налоговиков обязателен для налогоплательщиков. Его несоблюдение будет являться основанием для оставления заявления без рассмотрения, если налогоплательщик обратится в суд.
В данной процедуре есть несомненные плюсы. Организация или предприниматель могут урегулировать спор с инспекторами в досудебном порядке в свою пользу. Это освободит их от налогового бремени и взыскания недоимки (пеней, штрафов) либо позволит получить возмещение налога из бюджета в более короткие сроки, а также значительно сэкономит время и бюджет, необходимые на участие в судебном разбирательстве.
Действия налогоплательщика до вынесения акта налоговой проверки
При проведении камеральной или выездной налоговой проверки ИФНС, как правило, запрашивает у проверяемой организации документы или пояснения. Налоговым законодательством предусмотрены несколько форм истребования пояснений, в том числе:
- требование о представлении пояснений и
- требование о представлении документов (информации).
Причем направление требования о представлении пояснений является не только правом инспектора, но обязанностью, если при проведении проверки он выявил ошибки или расхождения в декларации. В случае пренебрежения данной стадией налогового контроля решение, принятое по итогам проверки, может быть признано недействительным, поскольку до составления акта проверки налогоплательщик не был проинформирован о выявленных ошибках и лишен права на дачу пояснений по этому поводу.
Основаниями для истребования пояснений согласно п. 3 ст. 88 НК РФ могут быть:
- ошибки в налоговой декларации;
- противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
- несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющимся у ИФНС и полученным в ходе налогового контроля;
- обоснование размера полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
- изменение показателей налоговой декларации при подаче уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее поданной.
Пояснения налогоплательщик представляет в произвольной форме. Здесь налогоплательщику важно грамотно и аргументированно изложить свою позицию. Для ее подтверждения он может дополнительно представить в инспекцию копии документов, выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета...