За ненадлежащее оформление копий – штраф в 500 000 руб.?

В настоящее время наблюдается одна интересная тенденция: акционеры все чаще в случае неполучения от акционерных обществ (далее – АО) интересующих их документов с требованием наказать обидчика обращаются не в суд, а в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР).

На этот раз акционеры жаловались не на отказ представить документы, а на то, что выданные им копии не были должным образом заверены (после наложения штрафа ФСФР дело № А40-106838/09-84-593 рассматривалось в Арбитражном суде г. Москвы в сентябре 2009 года, позже оно прошло апелляционную и кассационную инстанции).

В июне 2009 года три компании, являвшиеся акционерами ОСАО «Ингосстрах» и в совокупности владевшие пакетом обыкновенных именных акций в 38%, обратились в АО с требованием о предоставлении копий ряда документов. Представителям акционеров были переданы светокопии (так написано в тексте судебного акта) документов, которые не были прошиты, верность копий не была засвидетельствована, о чем представителем акционеров была сделана пометка на акте приема-передачи документов.

Посчитав, что акционерное общество тем самым нарушило их права на получение информации на рынке ценных бумаг, акционеры обратились в ФСФР. Основные претензии к ОСАО «Ингосстрах» состояли в том, что, вопреки требованиям закона «Об акционерных обществах», Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х и иным нормативным правовым актам, оно выдало копии запрошенных документов, не заверенные печатью общества и подписью уполномоченного лица.

В результате ФСФР наложила на АО штраф в размере 500 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ, в связи с непредставлением эмитентом инвестору по требованию последнего предусмотренной законодательством РФ информации. Не согласившись с этим, «Ингосстрах» обратился в суд

Решением Арбитражного суда г. Москвы постановление ФСФР было признано незаконным. Две последующие судебные инстанции оставили решение первой без изменений.

По мнению судей, нормы, на которые ссылаются ФСФР и акционеры, не предусматривают специальных требований в отношении порядка оформления копий документов, представляемых участникам (акционерам) Общества, а устанавливают право на получение информации о деятельности общества, содержание и достоверность которой не определяется реквизитами копий. Из содержания этих норм также не вытекает, что отсутствие печати ОСАО «Ингосстрах» и подписи уполномоченного лица на копиях является признаком состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.19 КоАП РФ. Других претензий к копиям документов не предъявлялось.

Вспомнил суд и о том, что Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п. 1 ст. 2) определяет информацию как сведения (сообщения, данные), т.е. вне зависимости от формы их предоставления, в том числе вне зависимости от наличия печати и подписи уполномоченного лица.

Девятый апелляционный суд одновременно намекнул на то, что акционеры не лишены возможности, в соответствии с п. 3.26 ГОСТа Р 6.30-2003, удостоверить полученные копии запрошенных документов (такая формулировка приведена в решении суда).

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как хранить кредитные договоры и документы об их исполнении

При проведении экспертизы ценности документов нашей кредитной организации (банка), опираясь на новый Перечень 2019 г., мы столкнулись со следующей проблемой. В примечании 2 к ст. 261 «Кредитные договоры, договоры займа и иные долговые обязательства; документы, подтверждающие предоставление кредита (займа) и исполнения должником своих обязательств» срок хранения договоров и иных подтверждающих документов с условием о залоге увеличивается с 5 до 10 лет. Для исполнения этой нормы возникает необходимость хранения, кроме кредитного досье и юридического дела клиента, также и его платежных документов по кредиту, хранящихся в «Документах дня» банка. Как правильно технически решить эту проблему: 1) изымать из «Документов дня» платежные документы по кредитам с залогом (что крайне затруднительно) или 2) хранить весь массив «Документов дня» целиком (в этом случае появляется необходимость хранения «избыточного» количества документов в течение 10 лет, вместо 5 лет)? Или же мы в целом не верно трактуем статью 261 Перечня 2019 г.?

Акт о вскрытии конверта и отсутствии документов

Пришло письмо заказным отправлением. В тексте письма в отметке о наличии приложений указано 2 документа, но фактически их в этом конверте не оказалось. 1. Знаю, что это надо оформить актом, но как его составить? Кому подписывать? Что с ним потом делать? 2. Была еще такая ситуация: пришло письмо без приложений в конверте, но при вскрытии другого конверта эти приложения там обнаружили. Видимо, отправитель сам заметил ошибку и дослал приложения через пару дней (судя по штемпелям на конвертах). А мы оба эти письма вскрыли в один день. Тогда акт о недостаче вложений оформлять надо?

Про подпись на документе, которую можно заменить актом

Компания подготовила документ, а работник отказался расписаться об ознакомлении с ним? Подскажем, как быть в этой ситуации: как можно обойтись без подписи работника на бумажном документе, оформив акт с подписями свидетелей либо засвидетельствовав это на первоначальном документе. Что важно зафиксировать, когда и кому? Как подтверждать факт ознакомления сотрудника с электронным документом, направленным по электронной почте или в СЭД. Объясним юридические тонкости и покажем образцы оформления документов.

Отстранение от работы невакцинированного сотрудника: основание и образцы документов

После Москвы все больше регионов вводит обязательную вакцинацию от коронавируса для работников определенных сфер деятельности. Рассказываем, кого работодателю придется отстранить от работы и под угрозой каких штрафов. Какие документы оформить, чтобы проверяющие «были довольны» и отстраненные сотрудники не смогли оспорить законность недопуска к работе и неначисления зарплаты за это время (показали образцы приказов, уведомления сотрудников, служебной записки, табеля учета рабочего времени и личной карточки).

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.