Top.Mail.Ru

Модернизация нотариального делопроизводства

Новые «Правила нотариального делопроизводства» вступили в силу 6 мая 2014 года (прежние действовали с января 2011). Примечательно, что новые правила были утверждены решением Правления Федеральной нотариальной палаты еще 17.12.2012, а Министерство юстиции РФ утвердило их только через полтора года – приказом от 16.04.2014 № 78.

Правила регулируют вопросы работы с документами с момента их создания или получения и до передачи в архив либо уничтожения. Они устанавливают порядок работы с документами, регламентируют вопросы контроля, ведения и заполнения документов, связанных с совершением нотариальных действий, составления номенклатуры дел, подготовки документов к хранению или уничтожению.

Кроме того, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 02.06.2014 и приказом Министерства юстиции РФ от 17.06.2014 № 129 утвержден1 «Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата» (далее будем именовать эту систему сокращенно – ЕИСН). Приказ вступил в силу с 01.07.2014, за исключением положений пункта 35, вступающих в силу через год (в данном пункте речь идет об обязанности нотариусов присоединять электронный образ нотариально оформленного документа при внесении в реестр нотариальных действий ЕИСН сведений об удостоверении и отмене завещаний и доверенностей; при этом допускается присоединение электронных образов и иных нотариально удостоверенных сделок).

Порядок устанавливает последовательность ведения реестров ЕИСН:

  • Реестра нотариальных действий;
  • Реестра наследственных дел;
  • Реестра уведомлений о залоге движимого имущества.

В состав сведений справочно-аналитического характера в ЕИСН помимо сведений о нотариальных палатах и о нотариусах, занимающихся частной практикой, включены сведения о нотариальных архивах (п. 3 «Состава сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов», утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 02.06.2014 и приказом Министерства юстиции РФ от 17.06.2014 № 135):

  • название нотариального архива, его место нахождения, номер телефона, адрес электронной почты (при наличии);
  • сведения о нотариусах (фамилия, имя, отчество – при наличии), передавших свои архивы в нотариальный архив;
  • информация о передаче архивов упраздненных государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой, сложивших свои полномочия (реквизиты документа о передаче архива, наименование государственной нотариальной конторы или фамилия, имя, отчество (при наличии) нотариуса, занимающегося частной практикой, передавших архив).

Данная информация поможет более оперативно разыскивать документы.

В конце 2013 года Федеральным законом № 379 «О внесении изменений...» были серьезно модернизированы «Основы законодательства о нотариате», это запустило разработку значительного числа подзаконных нормативных актов, появление которых мы и наблюдаем сейчас.

Сноски 1

  1. Одновременно Правление ФНП и Минюст России утвердили также порядок направления нотариусу в электронной форме уведомления о залоге. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Что указать в номенклатуре дел вместо постоянного срока хранения

Организация не является источником комплектования государственного архива. В Перечне 2019 года установлено, что такие организации могут не хранить постоянно документы, для которых Перечнем 2019 года установлен срок хранения «постоянно». Как оформить это в номенклатуре дел?

Можно регистрировать протоколы всех комиссий в одном журнале?

Вопрос о регистрации протоколов – нужно вести журнал их регистрации или нет? Протоколы заседаний (комиссия по охране труда, общее собрание трудового коллектива, заседание комиссии по поступлению и выбытию активов, заседание комиссии по противодействию коррупции и т.п.) возможно ли регистрировать в одном журнале или каждая комиссия регистрирует протоколы в своем журнале?

ГОСТ Р 7.0.97 на оформление документов: изменения в 2025 году

В июне–июле 2025 года ожидаем вступления в силу нового ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (взамен ГОСТ Р 7.0.97-2016). Один из ключевых разработчиков стандарта объясняет, что именно изменилось: в применяемых шрифтах, наименованиях реквизитов. Появился новый реквизит «Штрих-код (QR-код) документа», новые требования к визуализации отметки об электронной подписи, размещению оттиска печати. Сделаны точечные уточнения в правилах размещения гербов / товарных знаков и в правилах оформления даты документа, этикетной рамки, подписи (в т.ч. по указанию инициалов). А заголовок к тексту теперь надо составлять ко всем документам.

Сроки хранения приказов на отпуск

Разберемся со сроками хранения приказов на отпуск, в т.ч.: на отпуск по беременности и родам, на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, на дополнительный социальный отпуск по коллективному договору (на бракосочетание, смерть родственника и т.д.), на дополнительные дни отдыха в связи со сдачей крови или за работу в районах Крайнего Севера. Поводом стал вопрос читателя, который не нашел соответствующих статей в действующем типовом Перечне 2019 года. Объясняем, как определять сроки хранения таким документам: сейчас (отталкиваясь от формулировок Перечня 2019 года) и потом (исходя из проекта нового варианта этого Перечня, утверждения которого мы ждем в 2025 году).

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.