Большинство из нас, когда речь заходит о договоре, обычно представляют себе бумажный документ, подписанный обеими сторонами. Кто-то уже знает о возможности подписания договора электронными подписями. Но вот представить себе возможность заключения кредитного договора направлением СМС-ки способны немногие. Однако с развитием технологий возникает все больше вариаций электронных способов заключения сделки.
Фокинскому городскому суду Приморского края, а потом и Судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда в апреле 2015 года пришлось разбираться в этом вопросе в рамках рассмотрения дела № 33-2865 – гражданка пыталась признать незаключенным кредитный договор с банком ООО «ХОУМ КРЕДИТ энд ФИНАНС БАНК».
По версии гражданки:
- сотрудник банка по телефону предложил ей оформить кредит в размере 250 000 рублей по минимальной процентной ставке 19% годовых с переплатой в 70 000 рублей за весь срок пользования. Гражданка согласилась и сообщила номер своей зарплатной карты для зачисления средств. Но дальше все вопросы сотрудник банка решал с ее несовершеннолетней дочерью (истец выходила и не знала об этом);
- денежные средства поступили на карту через 4 дня;
- через месяц пришло СМС-сообщение с реквизитами для погашения кредита, на которые она стала вносить денежные средства. По истечении 8 месяцев она узнала, что за ней еще числится задолженность, а после получения своего экземпляра кредитного договора, выяснилось, что полная стоимость кредита составляет 56,61% годовых!
- в кредитном договоре ее подпись отсутствует, письменной оферты о его заключении от банка она не получала, обязательная по закону информация, в т.ч. о размере кредита, о полной сумме, подлежащей выплате, графике погашения, а также процентной ставке за пользование кредитом банком не была до нее доведена – а значит, существенные условия кредитного договора не были согласованы и договор не может считаться заключенным.
Но обе судебные инстанции встали на сторону банка, т.к.:
- гражданка по предложению банка согласилась на получение кредита в размере 250 000 рублей, а также согласилась с порядком его дистанционного заключения. Ею были оформлены заявка в адрес банка на получение кредита и анкета, которые она подписала посредством отправленного на определенный номер телефона пароля;
- заявка на получение кредита (составная часть кредитного договора) содержит указание на его размер, процентную ставку, количество процентных периодов, реквизиты для получения суммы выданного кредита, сведения о размере ежемесячного платежа. Кроме того, в ней указано, что клиент ознакомлен и полностью согласен с содержанием размещенных в личном кабинете клиента в системе «Интернет-банк» условий договора, соглашением о порядке открытия банковских счетов с использованием системы «Интернет-банк», тарифами по банковским продуктам по кредитному договору.
По мнению суда, направляя заявку на рассмотрение в банк, гражданка тем самым выразила согласие со всеми условиями договора. По результатам рассмотрения заявки банк передал гражданке сообщение с подтверждением факта заключения договора с его стороны.
Порядок и условия заключения и расторжения договора с использованием услуги «Интернет-банк» подробно изложены на сайте банка. Эта услуга является договором присоединения. При этом со стороны клиента договор считается заключенным после подписания его простой электронной подписью клиента, а со стороны Банка – при зачислении суммы кредита на счет. Перечисление 250 000 руб. на счет истца было подтверждено выпиской по счету.
По мнению суда, гражданка была ознакомлена со всеми условиями кредитного договора и на протяжении 8 месяцев исполняла его добросовестно.
Суд пришел к выводу о том, что:
- кредитный договор между банком и гражданкой был заключен в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, ведь:
- договор может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору;
- Гражданский кодекс РФ допускает использование при совершении сделок электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон;
-
согласно оферте, СМС-код используется в качестве электронной подписи клиента для формирования им каждого электронного документа. В случае идентичности СМС-кода, направленного банком, и СМС-кода, введенного в форме электронного документа для подтверждения передачи клиентом, последний признается подлинной электронной подписью клиента;
- факт направления СМС-кодов банком заемщику и ввод их в качестве паролей гражданкой не оспаривался и подтвержден банком;
- а доказательств того, что заемщик был введен в заблуждение относительно процентной ставки по кредиту и суммы займа, не имеется.