Top.Mail.Ru

Отказ в предоставлении договоров акционеру пытались объяснить тем, что они являются первичными учетными документами

Обязанность предоставлять информацию акционерам давно закреплена в законодательстве, но до сих пор «судебные разборки» по поводу того, какие документы они имеют право получать, а какие нет, не прекращаются. Например, ООО «МИРИАД РУС», владея всего одной обыкновенной именной акцией ОАО «ВНИПИгазодобыча», захотело получить:

  • копии договоров субподряда за период с января 2012 года по 1 августа 2013 года, стоимость работ по которым превышает 50 000 000 рублей,
  • а также программы развития АО на 2010–2020 годы.

АО программы предоставило, а в выдаче копий договоров отказало, посчитав их документами бухгалтерского учета, правом доступа к которым обладают акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.

ООО сначала пожаловалось в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, а потом в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального Банка РФ. Далее дело рассматривалось в суде. И тут мнения первой и второй судебной инстанции разошлись.

Арбитражный суд Саратовской области рассмотрел дело № А57-13648/2014 в октябре 2014 года. Он согласился с доводами АО:

  • учетная политика общества предусматривает формы первичных учетных документов, среди которых есть формы договоров. А еще она позволяет принимать в качестве первичных учетных документов договоры, при условии содержания в них обязательных реквизитов, предусмотренных для первичных учетных документов Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете);
  • поскольку ООО является владельцем лишь одной обыкновенной именной акции, АО правомерно отказало ему в предоставлении копий договоров субподряда (как документов бухгалтерского учета, отражающих факты хозяйственной жизни АО).

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в феврале 2015 года поддержал акционера:

  • к первичным учетным документам могут относиться приходные и расходные кассовые ордера, квитанции, накладные. А гражданско-правовые договоры сами по себе не подтверждают движение денежных средств или факт совершения конкретной хозяйственной операции. Они – лишь основание для составления первичных документов бухгалтерского учета;
  • Закон о бухгалтерском учете, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) не относят гражданско-правовые договоры к документам бухгалтерского учета, а, следовательно, ООО «МИРИАД РУС», обладающее менее 25% голосующих акций общества, не лишено права доступа к ним. ООО и не запрашивало каких-либо документов, связанных с исполнением этих договоров;
  • поскольку АО допустило нарушение прав акционера на ознакомление с информацией о деятельности общества, оно должно понести ответственность по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ – штраф для юрлиц по ней от 500 000 до 700 000 рублей.

Данная история имеет захватывающее продолжение, с этим мы будем подробно разбираться в статье в следующем номере журнала.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?