Отсутствие помещений в муниципальном архиве – не повод отказывать в бесплатном приеме кадровой документации банкрота

Арбитражный суд Республики Коми в декабре 2015 года рассмотрел дело № А29-7146/2015 по, можно сказать, классическому иску1 конкурсного управляющего к администрации муниципального района «Княжпогостский» (далее – администрация) с требованием безвозмездно принять документы по личному составу обанкротившегося ОАО «Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство».

Основным аргументом отказа администрации в судебном споре были доказанные данные о переполненности архива и отсутствии свободных площадей.

Все началось, как обычно: конкурсный управляющий обанкротившегося ОАО обратился в администрацию муниципального района, на территории которого находилось ОАО, с заявлением о принятии на безвозмездной основе документов по личному составу, а получив отказ – обратился в суд.

Арбитражный суд Республики Коми отметил, что:

  • законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение документов у ликвидируемых негосударственных организаций как государственными, так и муниципальными архивами (п. 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», далее – Закон об архивном деле);
  • отсутствие соответствующего договора между ОАО и архивным учреждением в данном случае не препятствует возложению на администрацию обязанности принять спорные документы. И оказание услуг по хранению в рассматриваемом случае должно осуществляться на безвозмездной основе (т.к. Закон об архивном деле не предусматривает выплату вознаграждения архиву за хранение подобных документов);
  • доказательства нахождения спорных документов по личному составу в неупорядоченном состоянии ответчиком предоставлены не были.

В результате арбитражный суд признал отказ администрации муниципального района «Княжпогостский» принять документы по личному составу обанкротившегося ОАО незаконным и обязал ее в 10-дневный срок принять их на хранение.

Администрация на этом не успокоилась, однако Второй арбитражный апелляционный суд в феврале 2016 года опять поддержал ОАО, построив свою позицию на следующем:

  • единственным основанием для отказа администрации в приеме документов является отсутствие в архивном секторе площадей для их хранения: на 155 погонных метрах архивных полок размещено более 39 тысяч единиц хранения, в то время как по итогам паспортизации Росархива на указанной площади по норме возможно разметить не более 12,4 тысяч единиц хранения; возможность для расширения архивных площадей отсутствует.
    Но суд отметил, что отсутствие необходимых площадей не поименовано в законе в качестве достаточного основания для отказа в приеме документов по личному составу организации-банкрота;
  • хотя ОАО не является источником комплектования государственного или муниципального архива, оно осуществляло свою деятельность на территории муниципального района «Княжпогостский», поэтому у администрации отсутствовали основания для отказа в принятии на архивное хранение его документов по личному составу;
  • в действующем законодательстве отсутствует правовая норма, обязывающая ликвидируемое юридическое лицо либо его правопреемника хранить документы. Следовательно, «архивные документы и документы по личному составу ликвидированного юридического лица в целях предотвращения их утраты, а также в целях охраны прав и законных интересов государства, юридических лиц и граждан по исполнению социально-правовых гарантий, вне зависимости от иных обстоятельств, подлежат передаче в соответствующий государственный либо муниципальный архив»;
  • принуждение ОАО к заключению возмездного договора с архивом после подачи заявления о безвозмездном принятии на хранение документов по личному составу создает препятствие для исполнения обязательств конкурсным управляющим.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в июне 2016 года оставил без изменения решение Арбитражного суда Республики Коми и постановление Второго арбитражного апелляционного суда.

Сноски 1

  1. Читайте статью «Каким организациям при ликвидации какие документы нужно сдавать в архив?» в этом номере журнала Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски

В этом номере журнала подробный разбор практики работы с факсимиле начинаем с выяснения допустимой сферы применения этого способа подписания документов. В каком случае это возможно для инвалидов по зрению? Как все остальные должны договариваться об уместности факсимиле на их документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно сразу отразить в заключаемом договоре? И наоборот – как в нем можно сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Отвечаем на перечисленные вопросы, основываясь на судебной практике и показывая образцы документов и их ключевых формулировок.

Как вывести дела долговременного хранения из описи постоянного хранения № 1

Прошу помощи экспертов в разъяснении ситуации в области архивного хранения документов на предприятии, которое не является источником комплектования госархива. До 2018 года в сводную опись постоянного срока хранения включали дела долговременного срока. Подскажите, пожалуйста, как грамотно перевести номера дел долговременного срока из описи постоянного срока № 1. Учитывая, что номера дел начнутся, видимо, уже в новой описи дел долговременного срока № 3.

Уничтожение электронных копий документов в СЭД: ответы на вопросы

При уничтожении бумажных оригиналов обязательно ли одновременно уничтожать их электронные копии в СЭД и резервных базах данных? Как это документально оформить? Как в номенклатуре дел можно отражать такие связанные между собой группы документов? Предлагаем ответы на эти вопросы.

Кавычки в названии организации – цена ошибки

Сначала объясняем правила употребления кавычек в наименовании организации и в текстах документов. А потом приводим примеры из судебной практики, которые наглядно демонстрируют, чем оборачиваются ошибки в кавычках (прежде всего, в названии организации) в договорах, печатях, платежках, вывесках и рекламных текстах, при госзакупках.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.