Верховный Суд РФ высказался об имущественной ответственности лиц, составлявших и хранивших документы организации-банкрота

О появлении в законодательстве имущественной ответственности для тех, кто составляет и хранит документы организации-банкрота, мы предупредили читателей в декабрьском номере журнала за 2017 г. Тогда же помогли выстроить юридическую защиту, опирающуюся на то, что управляющие документами и архивисты, конечно, составляют и хранят документы своей организации, но их очень сложно признать лицами, контролирующими своего работодателя. При этом оговорились, что важно будет отслеживать, по какому пути пойдет практика применения новых положений законодательства судами.

И вот Пленум Верховного Суда РФ постановлением от 21.12.2017 № 53 (уже после выхода декабрьского номера журнала из печати) дал разъяснения судам о том, как надо применять положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», на тему привлечения к имущественной ответственности по долгам обанкротившейся организации контролирующих ее лиц, в т.ч. при несохранении документов. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, сначала процитируем закон:

Фрагмент документа

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Статья 61.11 «Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов» (введена Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ)

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Статья 61.11 «Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов» (введена Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ)

1. Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

2. Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

...2) документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ... отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ... либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве...;

...4) документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами... отсутствуют либо искажены;

...6. Положения подпункта 4 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица, а также иных лиц, на которых возложены обязанности по составлению и хранению документов, предусмотренных законодательством РФ об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами...

ВС РФ в п. 24 Постановления отметил, что, применяя презумпции «виновности», связанные с непередачей, сокрытием, утратой или искажением документации (подп. 2 и 4 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве), необходимо учитывать ряд моментов:

  • заявитель должен представить суду объяснения относительно того, как отсутствие документации / отсутствие в ней полной информации / наличие в ней искаженных сведений повлияло на проведение процедур банкротства;
  • обвиняемый вправе опровергнуть обвинения, доказав:
    • что недостатки представленной арбитражному управляющему документации не привели к существенному затруднению проведения процедур банкротства либо
    • отсутствие вины в непередаче либо ненадлежащем хранении (в частности, подтвердив, что им были приняты все необходимые меры для исполнения обязанностей по ведению, хранению и передаче документации при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась).

То есть нужно будет доказать важность утраченных документов для процедуры банкротства, а также продемонстрировать, какие меры были предприняты для обеспечения сохранности документов.

Под «существенным затруднением проведения процедур банкротства» Верховный Суд РФ понимает в т.ч. невозможность:

  • выявления всего круга лиц, контролирующих должника, его основных контрагентов;
  • определения основных активов должника и их идентификации;
  • выявления подозрительных сделок и их условий, что не позволило их проанализировать и рассмотреть вопрос о необходимости их оспаривания в целях пополнения конкурсной массы;
  • установления содержания принятых органами должника решений, исключившая проведение анализа этих решений на предмет причинения ими вреда должнику и кредиторам и потенциальную возможность взыскания убытков с лиц, являющихся членами данных органов.

К руководителю должника не могут быть применены презумпции «виновности», установленные подп. 2 и 4 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве, если необходимая документация передана им арбитражному управляющему. Хотя такая передача не исключает возможность привлечения руководителя к ответственности в виде возмещения убытков, вызванных просрочкой исполнения его обязанности, или к субсидиарной ответственности по иным основаниям.

Сама по себе непередача предыдущим руководителем новому необходимых документов не освобождает последнего от ответственности. Ведь добросовестный руководитель обязан:

  • истребовать документацию у предыдущего руководителя (ст. 308.3 ГК РФ) либо
  • восстановить ее иным образом (например, путем направления запросов о получении их дубликатов в компетентные органы, взаимодействия с контрагентами и т.д.).

Если несколько сменявших друг друга руководителей допускали нарушения в ведении, хранении и восстановлении документации, то действий каждого из них могло быть достаточно для доведения организации до банкротства (п. 8 ст. 61.11 Закона о банкротстве).

Теперь самое интересное для нас – если лица, на которых возложена обязанность по ведению и хранению соответствующей документации, признаны контролирующими, то предполагается, что их совместные с руководителем действия стали причиной банкротства организации при доказанности существенно затруднивших проведение процедур банкротства фактов непередачи, сокрытия, утраты или искажения документации.

А вот лица, не признанные контролирующими должника, но на которых возложена обязанность по ведению и хранению соответствующей документации, несут солидарно с бывшим руководителем субсидиарную ответственность за доведение до банкротства как соучастники, если будет доказано, что они по указанию бывшего руководителя или совместно с ним совершили действия, приведшие к уничтожению документации, ее сокрытию или к искажению содержащихся в ней сведений.

Эти разъяснения Верховного Суда РФ однозначно помещают сотрудников организации, которые по указанию руководителя уничтожали / скрывали / искажали документы, в группу риска, т.е. от них могут потребовать принять участие личным имуществом в возмещении долгов обанкротившегося работодателя! Причем в этот круг попадают не только главбухи, управляющие документами, делопроизводители, архивариусы и т.п., но и ИТ- специалисты.

Следует отметить, что формулировка Верховного Суда РФ однозначно говорит о том, что уйти от ответственности, предъявив распоряжение руководства об уничтожении, не удастся. Соответственно, проводить уничтожение нужно только на законных основаниях, тщательно документируя весь процесс.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как в приказе об увольнении «зачеркнуть ненужное»?

Как в приказе об увольнении понимать фразу в скобках «(ненужное зачеркнуть)»? Что здесь ненужное? От чего это зависит? Как правильно заполнить?

Председатель экспертной комиссии: им может быть не заместитель гендиректора?

В государственном учреждении меняется состав экспертной комиссии. Может ли быть ее председателем не заместитель руководителя учреждения, а директор дирекции, курирующей делопроизводство? Директор дирекции находится в прямом подчинении руководителя учреждения. А заместители руководителя учреждения делопроизводство не курируют.

Распространенные ошибки в номенклатуре дел

Эта статья поможет вам проверить себя и вовремя скорректировать работу. Рассматриваем не только простые случаи (которые большинство понимает правильно), но и более «заковыристые». Кому можно не вести номенклатуру дел? Как правильно оформлять заголовки дел и наименования разделов? Как предусмотреть резервные номера? Как отражать в графе 3 и суммировать в итоговой записи количество образовавшихся за год единиц хранения (с бумажными и электронными документами, переходящих и гибридных дел)? И многое другое. Больше всего путаницы возникает при определении сроков хранения и ссылках на их основания. Мы показали, какие ситуации в типовом Перечне какие возможности дают организации, как сделанный ею выбор надо отразить и аргументировать в номенклатуре дел. Как ссылаться на сроки, установленные другими нормативными актами, на решения ЭК организации, на статьи, пункты и примечания типового Перечня. Кто и на каком основании может сократить постоянный срок хранения типового Перечня до 10 лет (или более) в своей номенклатуре дел.

Как исправить ошибку в акте комиссии

Показываем 3 варианта исправления ошибки в акте комиссии: если она технического свойства (например, ошибка счета); если она важная фактическая; если признаются недействительными все результаты работы комиссии. Какие приказы в этих случаях издаются. Как оформить акт об исправлении ошибки. Как на алгоритм действий влияет статус комиссии, допустившей ошибку (постоянно действующая или специально созданная). Как уточнить персональный состав комиссии, которая будет исправлять ошибки. Поводом для статьи стал вопрос нашего подписчика.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.