При описании дел разделять приказы и их основания?
В организации основания к приказам по личному составу группируются вместе с приказами. Необходимо ли при подшивке и описании дел разделять это дело?
О появлении в законодательстве имущественной ответственности для тех, кто составляет и хранит документы организации-банкрота, мы предупредили читателей в декабрьском номере журнала за 2017 г. Тогда же помогли выстроить юридическую защиту, опирающуюся на то, что управляющие документами и архивисты, конечно, составляют и хранят документы своей организации, но их очень сложно признать лицами, контролирующими своего работодателя. При этом оговорились, что важно будет отслеживать, по какому пути пойдет практика применения новых положений законодательства судами.
И вот Пленум Верховного Суда РФ постановлением от 21.12.2017 № 53 (уже после выхода декабрьского номера журнала из печати) дал разъяснения судам о том, как надо применять положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», на тему привлечения к имущественной ответственности по долгам обанкротившейся организации контролирующих ее лиц, в т.ч. при несохранении документов. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, сначала процитируем закон:
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Статья 61.11 «Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов» (введена Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ)
Федеральный закон от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Статья 61.11 «Субсидиарная ответственность за невозможность
полного погашения требований кредиторов» (введена Федеральным законом
от 29.07.2017 № 266-ФЗ) 1. Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие
действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое
лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам
должника. 2. Пока не доказано иное, предполагается, что полное
погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий
и (или) бездействия контролирующего должника лица
при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: ...2) документы бухгалтерского учета и (или) отчетности,
обязанность по ведению (составлению) и хранению которых
установлена законодательством РФ... отсутствуют или
не содержат информацию об объектах, предусмотренных
законодательством РФ... либо указанная информация искажена,
в результате чего существенно затруднено проведение процедур,
применяемых в деле о банкротстве...; ...4) документы, хранение которых являлось обязательным
в соответствии с законодательством РФ
об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг,
об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной
ответственностью, о государственных и муниципальных
унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами... отсутствуют либо искажены; ...6. Положения подпункта 4 пункта 2 настоящей статьи применяются
в отношении единоличного исполнительного органа юридического
лица, а также иных лиц, на которых возложены обязанности
по составлению и хранению документов, предусмотренных
законодательством РФ об акционерных обществах, о рынке
ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах
с ограниченной ответственностью, о государственных
и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми
в соответствии с ним нормативными правовыми актами...
ВС РФ в п. 24 Постановления отметил, что, применяя презумпции «виновности», связанные с непередачей, сокрытием, утратой или искажением документации (подп. 2 и 4 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве), необходимо учитывать ряд моментов:
То есть нужно будет доказать важность утраченных документов для процедуры банкротства, а также продемонстрировать, какие меры были предприняты для обеспечения сохранности документов.
Под «существенным затруднением проведения процедур банкротства» Верховный Суд РФ понимает в т.ч. невозможность:
К руководителю должника не могут быть применены презумпции «виновности», установленные подп. 2 и 4 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве, если необходимая документация передана им арбитражному управляющему. Хотя такая передача не исключает возможность привлечения руководителя к ответственности в виде возмещения убытков, вызванных просрочкой исполнения его обязанности, или к субсидиарной ответственности по иным основаниям.
Сама по себе непередача предыдущим руководителем новому необходимых документов не освобождает последнего от ответственности. Ведь добросовестный руководитель обязан:
Если несколько сменявших друг друга руководителей допускали нарушения в ведении, хранении и восстановлении документации, то действий каждого из них могло быть достаточно для доведения организации до банкротства (п. 8 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Теперь самое интересное для нас – если лица, на которых возложена обязанность по ведению и хранению соответствующей документации, признаны контролирующими, то предполагается, что их совместные с руководителем действия стали причиной банкротства организации при доказанности существенно затруднивших проведение процедур банкротства фактов непередачи, сокрытия, утраты или искажения документации.
А вот лица, не признанные контролирующими должника, но на которых возложена обязанность по ведению и хранению соответствующей документации, несут солидарно с бывшим руководителем субсидиарную ответственность за доведение до банкротства как соучастники, если будет доказано, что они по указанию бывшего руководителя или совместно с ним совершили действия, приведшие к уничтожению документации, ее сокрытию или к искажению содержащихся в ней сведений.
Эти разъяснения Верховного Суда РФ однозначно помещают сотрудников организации, которые по указанию руководителя уничтожали / скрывали / искажали документы, в группу риска, т.е. от них могут потребовать принять участие личным имуществом в возмещении долгов обанкротившегося работодателя! Причем в этот круг попадают не только главбухи, управляющие документами, делопроизводители, архивариусы и т.п., но и ИТ- специалисты.
Следует отметить, что формулировка Верховного Суда РФ однозначно говорит о том, что уйти от ответственности, предъявив распоряжение руководства об уничтожении, не удастся. Соответственно, проводить уничтожение нужно только на законных основаниях, тщательно документируя весь процесс.
Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:
А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
В организации основания к приказам по личному составу группируются вместе с приказами. Необходимо ли при подшивке и описании дел разделять это дело?
Какие протоколы нумеровать в пределах календарного года, а какие – в пределах срока полномочий комиссии. По какой логике нумеруются протоколы постоянных и временных комиссий (и почему ей не всегда следуют). Когда протокол регистрируется. Обязательны ли для него дата и номер. В каких регламентирующих документах и как сформулировать правила нумерации протоколов. Если нумерация ведется в пределах срока полномочий комиссии, то начинается ли она заново при изменении ее персонального состава, председателя, срока полномочий. Как срок полномочий формулируется в приказе о создании временной комиссии.
Интервью с Павлом Кюнгом, директором Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). Какие новые нормативные и методические документы сейчас разрабатываются, когда ждать их вступления в силу. В частности, узнаете о новом типовом Перечне документов со сроками хранения, о Методических рекомендациях к новому ГОСТ Р 7.0.97-2025 об оформлении организационно-распорядительных документов, о Методических рекомендациях к Правилам работы архивов организаций (2023 года) и др. документах
За счет чего можно выстроить прозрачную автоматизированную систему контроля за исполнением поручений / документов: подходы в работе, логика действий, примеры (фиксация спуска задач вниз по нескольким этажам иерархии управления и их разветвление на подзадачи, отчеты об их исполнении, корректировка срока исполнения, уточнение задач и др.). Какие данные стоит фиксировать в отдельных полях, чтобы иметь возможность фильтровать и искать по ним информацию, формировать потом отчеты. Как рассчитывается коэффициент исполнительской дисциплины. Как можно оформить итоговый отчет за год.
В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?
Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?
Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.
ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.
Раздел не найден.