Совершенствование организации доступа к архивной информации

В докладе статс-секретаря – заместителя Руководителя Федерального архивного агентства О.В. Наумова, с которым он выступил 08.10.2019 на XV Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве, был затронут и актуальный вопрос организации доступа к архивной информации:

«По результатам мониторинга правоприменения в сфере архивного дела Росархивом подготовлен и принят Государственной Думой в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации"”, направленный на исключение из Закона об информации понятия “открытые фонды архивов”, определение которого в действующем законодательстве отсутствует.

Принятие указанного законопроекта позволит более точно определить перечень архивных фондов и архивных документов, доступ к которым может быть ограничен.

Кроме того, важным моментом является предлагаемая законопроектом возможность на уровне федерального закона ограничивать доступ не только к информации, но и к архивным документам, что, в частности, актуально в отношении документов, имеющих повреждения носителя».

На момент подписания этого номера журнала в печать (15.11.2019) упомянутый проект федерального закона уже был принят в третьем чтении. Когда закон будет подписан Президентом РФ, мы проинформируем вас о его новшествах подробнее.

По мнению Росархива, практика оказания государственных услуг в сфере архивного дела заставляет четко разграничить понятия «обращение» и «запрос». Определение термина «архивный запрос» предлагается включить в статью 3 Закона об архивном деле:

«20) архивный запрос – направленная в архив просьба пользователя о получении содержащейся в архивных документах ретроспективной информации, для поиска которой требуется изучение архивных документов и(или) справочно-поисковых средств к ним».

Росархив хочет отделить «архивный запрос» от других запросов (запрос котировок, запрос в суд, запрос в регистрационную палату и т.д.). Архивный запрос будет рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом об архивном деле.

Видимо, Росархив введением нового вида обращения (в архив) хочет вывести его из-под норм закона «Об обращениях граждан» и установить для них иной порядок и сроки рассмотрения.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Оформите подписку на 1-е полугодие 2022 года!
В ноябре скидка 15%.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как составить справку об объёме документооборота за месяц и за год

По какой форме сейчас лучше составлять справку об объеме документооборота за месяц и за год?

Договор и доверенность – это входящие, исходящие или внутренние документы?

К какой группе документов можно отнести договор – к входящим, исходящим или внутренним документам? А доверенности? Если возникнет такой же вопрос по другим видам документов, можно ли посмотреть ответ в каком-то справочнике?

Как описать документы в номенклатуре дел

Подробно разобрали правила заполнения каждой графы основной таблицы номенклатуры дел, в которой описываются дела организации. Особое внимание уделили правилам систематизации документов и формулированию заголовков дел (со ссылкой на свежий методический документ Росархива), привели множество примеров. Распутали путаницу с указанием количества заведенных за год дел / томов. Объяснили, как применять такие сроки хранения Перечня, как «постоянно» (для не источников комплектования он существенно сокращается), «до минования надобности», «до замены новыми», «до ликвидации организации», «50 / 75 лет». Показали, как отражать в номенклатуре дел электронные оригиналы документов, электронные копии подписанных бумажных оригиналов, электронные проекты документов – ведь их становится все больше! Завершили статью примером оформления номенклатуры дел организации.

Как организовать разработку номенклатуры дел

На какие нормативно-методические документы можно опереться (с указанием конкретных пунктов и приложений). Как добиться того, чтобы подразделения сами разрабатывали свои номенклатуры дел, а служба делопроизводства занималась лишь их слиянием в сводную номенклатуру организации и методическим руководством процессом. Кто согласовывает, подписывает и утверждает номенклатуры подразделений и организации. Приводим образцы приказов о необходимости разработки и об утверждении готовой номенклатуры дел. Как действовать в случае корректировки в течение года ранее утвержденной номенклатуры. Для госорганов и органов местного самоуправления появился новый документ, который необходимо оформить, – дополнение к номенклатуре дел (показываем и его образец).

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.