Страховую компанию наказали за несохранность информации о процессе заключения договора ОСАГО на сайте

Человек зашел на официальный сайт АО «АльфаСтрахование» и начал выполнять на нем действия по заключению договора ОСАГО в электронном виде, ему было предложено перейти для этого на сайт Российского Союза Автостраховщиков (РСА). По жалобе этого человека Банк России запросил у страховщика документы об этом инциденте, последний:

  • представил сеансовую информацию только по обращению гражданина,
  • однако сеансовую информацию о перенаправлении его на сайт РСА не представил (лог-файлы по обращению заявителя на сайт страховщика были частично повреждены, поэтому в сеансовой информации отсутствовали коды действий 45, 46 и 47, отвечающие как раз за перенаправление заявителя на сайт РСА).

Банк России посчитал, что страховщик в этой ситуации нарушил следующие правила:

  • не осуществил сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение 1 года информации о действиях заявителя и страхователя на сайте в ходе заключения договора ОСАГО в виде электронного документа (данное требование установлено п. 28 указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);
  • состав документов, который должен был быть сохранен в электронном виде, есть в п. 3.7 Перечня, утв. Банком России от 12.09.2018 № 4902-У «О перечне документов, сохранность которых должны обеспечить страховщики, и требованиях к обеспечению сохранности таких документов».

Когда рассмотрение этого дела дошло до арбитражного суда, тот пояснил, что страховщик виноват:

  • не в повреждении лог-файлов;
  • а в несохранении содержащейся в них информации – в отсутствии у страховщика кодов действий 45, 46, 47, свидетельствующих о согласии либо об отказе страхователя от переадресации на страницу «Гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде» на интернет-сайте РСА.

В результате выписанный страховщику Банком России штраф в 100 000 руб. по ч. 3 ст. 13.25 остался в силе (дело № А40-187551/20 сначала рассмотрел Арбитражный суд г. Москвы в феврале 2021 г., в апреле этого года его решение подтвердила апелляционная инстанция, а в июле – кассация).

Эта история примечательна тем, что в похожей ситуации ранее суд принял противоположное решение, встав на сторону страховщика. Тогда Банк России пытался оштрафовать по той же статье СПАО «Ингосстрах»:

  • гражданин в период с 30.04.2019 по 01.05.2019 на сайте страховщика осуществлял действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа (договор Е-ОСАГО). У него ничего не получилось;
  • страховщик объяснил это тем, что «в связи с возникновением сервисной ошибки, возникшей в момент загрузки обновлений сервисов на сайте общества, заявителю было предложено перейти на официальный сайт Российского союза автостраховщиков (РСА) в сети «Интернет»»;
  • суд согласился с тем, что заключение договора ОСАГО в электронном виде осуществляется с использованием информационной системы РСА. Именно там фиксируются все действия, осуществляемые страхователем при заключении такого договора;
  • по мнению суда, обязанности страховщика по хранению информации, связанной с кратковременными ошибками работы его сайта, законом не предусмотрено. Поэтому за это нельзя оштрафовать по ч. 3 ст. 13.25 КоАП РФ – Банк России неверно квалифицировал произошедшее событие.

Такое решение вынес Арбитражный суд г. Москвы в октябре 2019 года по делу № А40-203231/19-121-1744, потом его подтвердили 2 последующие судебные инстанции. В данном случае суды ориентировались на нормы законодательства и отказали Банку России в расширительной трактовке требований о том, какие документы и информацию страховщик обязан хранить. Однако суды «намекнули», что привлекать страховщика нужно было за другую ошибку, что Банк России и учел в своей дальнейшей работе.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Гибридные дела у госорганов

В новых Правилах делопроизводства для госорганов говорится о формировании гибридных дел, когда создаются и бумажные, и электронные документы. В номенклатуру дел должны включаться соответствующих 2 тома, но заголовок у них должен быть один, и индекс тоже один. Но раньше в номенклатуре дел на грядущий год указывались только дела (без разбивки на тома). Тома одного дела появлялись уже в описях дел по итогам года, ведь в них дела/тома учитываются по порядковым номерам, поэтому один и тот же индекс никого не вводит в заблуждение. Как теперь правильно делать?

Структура индексов дел в номенклатуре

Наша организация – АО, мы всегда для разработки номенклатуры дел используем штатное расписание, которое после акционирования почти не менялось. Но в 2021 году в штатное расписание внесли уточнения, и теперь к номеру подразделения добавляется через косую черту номер «подподразделения», которое подчиняется «вышестоящему» подразделению. Например, Генеральный директор – 01, корпоративный секретарь – 01/01, протокольный отдел – 01/02, секретариат – 01/03. Можно ли в номенклатуре дел индекс дела оформлять с дополнительными знаками (косая черта) и номерами? Индексы будут неравнозначными.

Кадровый электронный документооборот: кардинальные изменения и алгоритм внедрения (часть 1)

В конце 2021 года в ТК РФ заработали поправки, которые позволяют перейти на полноценный кадровый электронный документооборот (КЭДО) с работниками без необходимости дублирования документов на бумаге. Сразу оговоримся – это право, а не обязанность работодателя! В чем будет разница при реализации КЭДО в своей информационной системе и при использовании государственного портала «Работа в России». Объясняем, для каких работников и документов теперь можно использовать КЭДО. Какими видами электронной подписи какие виды документов могут подписываться со стороны работодателя и работников (как можно сэкономить за счет минимизации применения квалифицированной ЭП, заключив соглашение). Какой состав мероприятий надо провести работодателю и какие документы оформить для запуска новой технологии (что включить в ЛНА, как уведомить работников, получить согласие сотрудников и др.). В этом номере журнала читайте первую часть подробной статьи.

Информационная система для электронных кадровых документов

Рекомендации дает компания , которая участвовала в государственном эксперименте по переводу кадровых документов в электронный вид, завершившемся 15.11.2021, после чего новую технологию сразу «включили» в ТК РФ для всех организаций. Исходя из этого ценного опыта, автор объясняет, на что работодателю стоит обратить внимание при выборе информационной системы для кадрового электронного документооборота. Названы основные риски.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.