Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ дополнил Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» новыми положениями, значительная часть которых связана с необходимостью расширить использование информационных технологий в системе воинского учета.
Прежде всего, информацию, которая необходима для ведения воинского учета, в электронном виде будут предоставлять в пределах своей компетенции:
- органы внутренних дел;
- органы дознания и органы предварительного следствия;
- федеральные суды;
- Федеральная налоговая служба России;
- Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- медицинские организации;
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
- образовательные организации: высшего и профессионального образования, общеобразовательные и научные организации;
- Министерство просвещения Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования;
- иные государственные органы и организации
- и, конечно, работодатели;
- сам человек также сможет направлять в военный комиссариат в электронной форме необходимые для ведения воинского учета сведения с использованием портала госуслуг.
Закон о военной службе дополнен несколькими новыми статьями:
- в ст. 8.1 «Информационное обеспечение воинского учета» упор сделан на государственные информационные системы. Уточняется, что обработка персональных данных в целях воинского учета осуществляется без необходимости получения у человека согласия на это. Поставщики, состав предоставляемых сведений в государственный информационный ресурс, а также порядок, сроки и периодичность этого определяются Правительством РФ;
- ст. 8.2 «Реестр воинского учета». Реестр воинского учета формируется военными комиссариатами в порядке, установленном Правительством РФ, в автоматизированном режиме на основании сведений государственного информационного ресурса, а также сведений, полученных из других источников. Постановка граждан на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета осуществляются путем включения соответствующих сведений в этот Реестр. Формирование и рассылка повесток военных комиссариатов тоже осуществляется с использованием Реестра;
- ст. 8.3 «Реестр направленных (врученных) повесток». Информация из этого Реестра предоставляется гражданам, состоящим на воинском учете, несколькими способами: через личный кабинет в Реестре повесток; размещение информации о направлении повестки в личном кабинете на портале госуслуг; при личном обращении в МФЦ.
Статья 10 «Обязанности граждан по воинскому учету» дополнена положением, согласно которому:
- заявления граждан, поданные в электронной форме, подписываются простой электронной подписью, а
- заявления организаций, поданные в электронной форме, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации.
Фактически перечисленные выше положения направлены на то, чтобы максимально автоматизировать сбор информации, необходимой для оперативного и точного ведения воинского учета. Передача этой информации будет осуществляться в электронном виде.
Закон о военной службе также дополнен разделом V.1 «Обжалование отдельных решений, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом», в который вошли следующие статьи:
- статья 35.1 «Право на обжалование отдельных решений, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом»;
- статья 35.2 «Досудебный порядок подачи жалобы»;
- статья 35.3 «Форма и содержание жалобы»;
- статья 35.4 «Отказ в рассмотрении жалобы»;
- статья 35.5 «Порядок рассмотрения жалобы».
Как видите, появился очередной вид жалобы, со своими сроками рассмотрения:
- это жалоба на решения, принимаемые в соответствии с Законом о военной службе,
- она подлежит рассмотрению в течение 5 календарных дней со дня регистрации (а в случае ее подачи через МФЦ – в течение 7 календарных дней со дня поступления в МФЦ).