Просматривая судебную практику, мы выделяем дела, которые могут быть интересны вам. В данной истории все началось с того, что человек открыл в АО «Райффайзенбанк» вклад на 100 000 руб. сроком на 3 месяца. В соответствии с условиями договора банк обязался начислять по вкладу доход в виде процентов (по ставке 2,5 % годовых). Истцом был открыт счет, на который он внес 100 000 руб. И было это более 10 лет тому назад! В январе 2019 года истец обратился в банк, чтобы снять деньги, однако ему было отказано в связи с тем, что счет уже закрыт. Истец настаивал, что он заявления о закрытии вклада не подавал, денежные средства не снимал и обратился в банк с претензией. На претензию ему ответили, что банк не может провести расследование в связи с истечением срока хранения расходно-кассовых ордеров.
В судебном иске гражданин отметил, что сумма вклада ему не возвращена, и просил суд взыскать с банка в свою пользу не только ее, но еще начисленные проценты, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом, и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей. Истцом также оспаривалось совершение операции по банковскому счету, поскольку по его запросу банком не были предоставлены приходные и расходные кассовые ордера по совершению оспариваемых операций с денежными средствами.
Сначала дело № 2-6089/2019 (УИД 50RS0026-01-2019-009132-96) рассматривал Люберецкий городской суд Московской области в июле 2020 года.
Банк аргументировал свою защиту следующим образом:
- с момента совершения операций до момента подачи искового заявления прошло более 10 лет, в связи с чем документы по открытию счета и расходно-кассовые ордера не сохранились;
- у гражданина был открыт депозит в рублях, по завершении вклада денежные средства были переведены на его текущий счет, что подтверждается выпиской по счету. Из нее также следует, что истец неоднократно совершал операции по частичному снятию денежных средств со своего текущего счета. Его он потом и закрыл.
Получается, что автоматический перевод суммы вклада на текущий счет человек не заметил и израсходовал эти деньги постепенно с текущего счета.
Люберецкий суд согласился с тем, что отсутствие приходных и расходных кассовых ордеров объясняется истекшим сроком их хранения – 5 лет (согласно приказу Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении “Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения”»). Поэтому суд вполне удовлетворился выпиской по счету. Дело потом рассматривалось еще в нескольких судебных инстанциях, которые пришли к аналогичным выводам.
Кстати, 5-летний срок хранения для кассовых документов фигурирует и в Перечне управленческих документов 2010 года, под который подпадают уничтоженные кассовые ордера (ст. 362), и в аналогичном Перечне 2019 года (ст. 277), и в специализированном Перечне для кредитных организаций 2022 года (п. 172).