Top.Mail.Ru

Как мошенник получил ЭП от имени организации, и как потом ее признавали недействительной

Арбитражный суд г. Москвы в июле 2022 года рассмотрел дело № А40-271733/2021, в рамках которого «БМВ Банк» просил признать недействительным с момента создания сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный удостоверяющим центром ООО «АйтиКом» человеку, который никогда не являлся ни работником, ни уполномоченным представителем банка.

Данная история произошла еще тогда, когда удостоверяющие центры (УЦ) выдавали усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) сотрудникам организаций, поэтому в УЦ надо было идентифицировать не только физлицо, явившееся за УКЭП, но и проверить подлинность заявления и доверенности, выданной организацией.

Как банк обнаружил проблему? Он предоставлял потребительские кредиты под залог транспортных средств. Такой залог должен регистрироваться в Реестре уведомлений о залоге движимого имущества, что банк и делал. Но при сверке на сайте https://www.reestr-zalogov.ru/ обнаружил, что 4 записи были удалены из Реестра по заявлению неизвестного ему физлица. Банк утратил право обращения взыскания на эти 4 автомобиля, что привело к убыткам. Согласно данным с сайта https://гибдд.рф/, заложенные транспортные средства после исключения сведений об их залоге из Реестра были неоднократно перепроданы, а с новых собственников банк уже ничего взять не мог.

Действия по исключению записей из Реестра совершались с использованием электронной подписи физического лица, выданной ООО «АйтиКом». Банк обратился к этому УЦ с заявлением об аннулировании сертификата ключа проверки УКЭП и о предоставлении документов. Сертификат был аннулирован, однако банк не получил от УЦ ни пояснений, ни документов, подтверждающих правомерность создания спорной УКЭП. Банк обратился в суд с требованием признать УКЭП недействительной уже с момента ее создания, а не только с момента аннуляции.

Сначала суды отказывались удовлетворить эти требования, но «на втором круге» в августе и октябре 2023 года судьи все-таки согласились с банком. Аргументы этой позиции нам интересны – главное, что УЦ допустил существенные недочеты при идентификации физлица, получающего УКЭП, и при проверке подлинности документов, по которым якобы менеджер по продажам банка должен был получить УКЭП:

  • копия доверенности от банка на получение УКЭП не содержала даты (что уже говорит о ее ничтожности, но УЦ это не смутило);
  • сертификат УКЭП выдавался в г. Кемерово, хотя при анализе выписки из ЕГРЮЛ сотрудник УЦ должен был увидеть, что в Кемерово у банка нет ни представительства, ни обособленного подразделения;
  • в заявлении от банка на изготовление УКЭП был указан адрес электронной почты банка с доменом, отличным от реального. Хотя на официальном сайте банка есть адрес электронной почты, на который УЦ мог направить скан доверенности для подтверждения или опровержения факта ее выдачи. Лицензированный УЦ должен был заметить эти нестыковки, но он этого не сделал;
  • в заявлении банка на выпуск УКЭП и в доверенности подпись руководителя банка и печать не являются подлинными. Хотя их образцы есть на сайте банка;
  • индентификация организации-заявителя могла быть сделана и по платежным документам, но оплата услуг была произведена все тем же физлицом, явившимся за УКЭП;
  • идентификация физлица тоже была проведена с нарушениями, например при фотографировании человек даже не снял свой головной убор, хотя идентификация во многом проводится за счет сличения формы ушных раковин и головы. Кроме того, сделанная фотография сильно отличается от фото в предъявленном паспорте.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Сроки хранения различных приказов

Отличаются ли приказы по основной деятельности и приказы по охране труда? Можно ли их хранить в одной папке с приказами по основной деятельности?

Заявления – основания к приказам

Нужно ли хранить заявления – основания к приказам в деле вместе с приказами? Каким нормативным документом регулируется этот вопрос?

Как не прогадать при смене наименования должности

Для каких организаций требования профстандартов обязательны? Когда важно соблюдать требования квалификационных справочников? Какие требования эти документы предъявляют к образованию и опыту работы секретаря, помощника руководителя, делопроизводителю, документоведу, специалисту ДОУ, руководителю подразделения по управлению документами, заведующему архивом, заместителю руководителя организации по вопросам управления документами и др.? Могут ли уволить за несоответствие этим требованиям? Как при помощи профстандарта определить правильное наименование должности под выполняемый функционал? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя, пострадавшего от смены наименования должности.

Можно ли знакомить в электронном виде с кадровым приказом и графиком отпусков?

Какие кадровые документы нельзя оформлять в электронном виде? Их перечень в ТК РФ конкретный и краткий. Какие условия важно соблюсти работодателю, чтобы перевести в электронный вид ознакомление с приказом о работе в выходной день, получение на это согласия у работника, полный цикл работы с графиком отпусков? Вопросы читателей стали поводом для этой статьи:

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?