Top.Mail.Ru

Использование электронной подписи уволенного сотрудника

Когда человек передает ключевой носитель своей электронной подписи другому лицу, он сильно рискует. Ведь как он потом докажет, что действия, подтвержденные его электронной подписью, совершил не он?

Но в данной истории, которая дошла до суда, возник другой интересный аспект. Уволившийся вице-президент по России компании «СИТА Б.В.» оставил гендиректору свою УКЭП, чтобы можно было ею продолжать подписывать документы, направляемые в банк! А потом за период работы «своей электронной подписи» попытался через суд получить зарплату. Мещанский районный суд города Москвы в марте 2023 года вынес решение по данному делу за № 2-0024/2023, позже его подтвердила Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в ноябре 2023 года (дело № 33-54313/2023).

Почему не стали оформлять УКЭП на другое лицо? У банка было много требований, выполнить которые было сложно, т.к. головной офис располагался в Нидерландах, в связи с чем оформление необходимых документов, в т.ч. доверенностей, их пересылка в Россию, перевод и нотариальное заверение занимали бы продолжительное время, особенно в период пандемии COVID-19. Увольняемый вице-президент просто в устной форме дал генеральному управляющему филиала согласие на использование его УКЭП для подписания направляемых в банк платежных документов до тех пор, пока не будет оформлено право банковской подписи на нового подписанта (т.е. на новое лицо, наделенное правом второй подписи).

Вице-президент был уволен по соглашению сторон 09.08.2021 по всем правилам с оформлением всех необходимых документов и выдачей трудовой книжки на руки. До самого конца 2021 года его УКЭП продолжали использовать. Было даже 2 случая, когда потребовалась его живая подпись на бумажных документах, представляемых в банк, и курьер приезжал к нему домой, где уволенный подписывал эти документы. Все эти обстоятельства были подтверждены свидетельскими показаниями бывших коллег уволенного. То есть обе стороны спора соглашались с единым описанием ситуации.

Вопрос был только в том, сумеет ли уволенный доказать в суде, что после увольнения имело место продолжение трудовых отношений, т.к. работодатель фактически допустил его к работе. Суд ответил на этот вопрос отрицательно, потому что:

  • увольнение было оформлено корректно;
  • у вице-президента гораздо больше должностных обязанностей, чем подписание банковских документов.

Стоит обратить внимание на то, что после увольнения бывшего работника банк даже не известили о смене руководства и не заменили карточку с образцами подписей. Похоже, сам бывший сотрудник ходил «под богом» – ведь если бы кто-либо из тех, кто имел доступ к ключевому носителю, использовал бы эту подпись для кражи денег со счетов организации, то бывшему сотруднику было бы сложно доказать свою непричастность.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как подписывать скан ответа на обращение гражданина?

При направлении скана ответа на обращение гражданина с собственноручной подписью руководителя обязательно ли подписывать этот скан ЭЦП? В Законе № 59-ФЗ и методических рекомендациях такого требования нет. Где прописана эта обязанность или требование? Закон № 63-ФЗ распространяет свое действие на правила по Закону № 59-ФЗ?

Письмо пришло в дочернюю компанию, но адресовано организации-учредителю

У нашей компании есть дочерние организации. Если письмо пришло в дочернюю компанию, можно ли регистрировать входящее письмо на организацию-учредителя?

Фейковые запросы от имени налоговой

Участились фейковые запросы на предоставление документов и информации якобы от имени контролирующих органов. Объясняем, что вас должно насторожить, – перечисляем критерии, по которым можно вычислить злоумышленников.

Общее собрание акционеров: обновление правил подготовки, проведения, документирования

С 1 марта 2025 года вступила в силу очередная порция изменений в закон об АО. Объясняем, как изменилась терминология, которой теперь надо пользоваться при составлении документов. Как изменились полномочия органов управления АО. Как подготовить годовое заседание общего собрания акционеров. Что потребуется для дистанционного участия в заседании. Порядок голосования и использования бюллетеней. Обновленные правила оформления протокола заседания общего собрания акционеров и его образец. Пример требования акционера о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.