Top.Mail.Ru

Согласование «по умолчанию» как инструмент борьбы с нарушениями сроков чиновниками

Большинство методов работы с документами опирается на прочный теоретический фундамент и на нормативно-правовую базу, которые предусматривают меры контроля исполнения и наказания за несвоевременное исполнение. Однако в определенных обстоятельствах имеют право на жизнь и практичные, пусть не совсем «идейно выдержанные» методы, позволяющие быстро решить проблему, не затрачивая при этом массу времени и сил на перевоспитание задействованных в процессах людей.

Одним из таких практичных методов является согласование «по умолчанию» (некоторые называют его «автосогласованием») – подход, при котором:

  • устанавливается определенный срок на согласование документа,
  • и по истечении срока документ считается согласованным соответствующим лицом или стороной,
  • если он не представил иной аргументированный ответ.

Очевидным недостатком данного подхода является риск того, что согласующая сторона не станет рассматривать документ по существу, и в результате в принятом документе останутся серьезные дефекты и ошибки, которые впоследствии придется исправлять.

Данный метод известен довольно давно, хотя используется он и не слишком часто. Но вот появился свежий пример его применения. Согласно появившейся в СМИ информации, с мая 2023 года механизм «автосогласования» применялся в России при подготовке подзаконных актов Правительства РФ и показал хорошие результаты:

  • если до его применения в 2022 году нарушение сроков принятия подзаконных актов составляло 17% от общего числа актов,
  • то в 2023 году этот показатель снизился до 3,6%,
  • а за первые 9 месяцев 2024 года – до 0,4%.

Кроме того, с апреля по октябрь 2024 года проводился эксперимент с применением механизма «автосогласования» к законопроектам от «внешних» инициаторов (депутатов Госдумы, сенаторов и др.). В результате сроки подготовки министерствами и ведомствами отзывов и заключений на законопроекты сократились на 41% (в среднем составили 23 дня).

В этом последнем эксперименте рецепт «автосогласования» был следующий: «если министерство или ведомство не представило замечания к внесенному документу, то проект отзыва или заключения Белого дома считается согласованным». Конечно, возможность продления срока есть, но когда все это происходит в электронном виде, то потом можно проанализировать исполнительскую дисциплину и сделать выводы.в>

С сентября 2024 года тестируется правительственная ГИС «Нормотворчество», и положительно зарекомендовавший себя механизм «автосогласования» в нее тоже закладывается.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как подписывать скан ответа на обращение гражданина?

При направлении скана ответа на обращение гражданина с собственноручной подписью руководителя обязательно ли подписывать этот скан ЭЦП? В Законе № 59-ФЗ и методических рекомендациях такого требования нет. Где прописана эта обязанность или требование? Закон № 63-ФЗ распространяет свое действие на правила по Закону № 59-ФЗ?

Письмо пришло в дочернюю компанию, но адресовано организации-учредителю

У нашей компании есть дочерние организации. Если письмо пришло в дочернюю компанию, можно ли регистрировать входящее письмо на организацию-учредителя?

Фейковые запросы от имени налоговой

Участились фейковые запросы на предоставление документов и информации якобы от имени контролирующих органов. Объясняем, что вас должно насторожить, – перечисляем критерии, по которым можно вычислить злоумышленников.

Общее собрание акционеров: обновление правил подготовки, проведения, документирования

С 1 марта 2025 года вступила в силу очередная порция изменений в закон об АО. Объясняем, как изменилась терминология, которой теперь надо пользоваться при составлении документов. Как изменились полномочия органов управления АО. Как подготовить годовое заседание общего собрания акционеров. Что потребуется для дистанционного участия в заседании. Порядок голосования и использования бюллетеней. Обновленные правила оформления протокола заседания общего собрания акционеров и его образец. Пример требования акционера о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.