С 30 марта 2025 года вступает в силу ряд изменений, внесенных в Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Федеральным законом от 28.12.2024 № 547-ФЗ).
Например, в новой редакции изложен п. 1 ст. 4 «Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе»:
Новая трактовка понятия «обращение гражданина» по сути дела устанавливает, что в форме электронного документа оно может быть подано:
- не только через портал госуслуг,
- но и через информационные системы государственных или муниципальных органов, которые позволяют обеспечить идентификацию и аутентификацию граждан.
Сообщения, направленные по электронной почте, через мессенджеры и т.п. под это определение теперь не подпадают и, видимо, обрабатываться как «обращения граждан» в соответствии с законом об обращении граждан не будут (но, как мы полагаем, государственные органы все равно будут, при желании, на них реагировать – но уже определяя порядок работы с ними самостоятельно).
Авторы законопроекта отмечали, что «в настоящее время право на обращение является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности», однако «не все заявители реализуют свое право добросовестно. Информационная инфраструктура законодательных органов субъектов Российской Федерации – членов Южно-Российской Парламентской Ассоциации на системной основе подвергается спам-рассылкам, которые осуществляются, как правило, посредством направления массовых обращений от заявителей, использовавших зарегистрированные в иностранной доменной зоне адреса электронной почты. При этом достоверно установить, что автором обращения действительно является лицо, указанное в обращении в качестве адресанта, то есть лицо, непосредственно заинтересованное в разрешении своих вопросов, не представляется возможным».
Первоначально предлагалось запретить лишь использование адресов электронной почты, зарегистрированных в иностранной доменной зоне. Однако в условиях повсеместного использования подобных адресов как резидентами РФ, так и находящимися за рубежом гражданами, подобное решение могло быть оспорено в судах.
Интересно, однако, что согласно ст. 10 «Рассмотрение обращения» ответ на обращение может быть направлен и по адресу электронной почты, указанному в обращении:
-
«Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, либо по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале или в иной информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, при использовании Единого портала или иной информационной системы и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме».
Здесь бросается в глаза некорректное противопоставление «электронного документа» «письменной форме» – это подход законодателя, которому мы вынуждены следовать. Хотя образованные люди знают, что электронный документ тоже является видом представления информации в письменной форме.
Статья 6 «Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением» закона об обращениях граждан дополнена ч. 3 следующего содержания:
- «В целях обеспечения безопасности граждан в связи с их обращениями в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, к должностным лицам указанных органов нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны может быть установлен особый порядок направления обращений в форме электронного документа и направления ответов на обращения, уведомлений».
В данном случае в «базовом» законе закрепили, что ряд силовых структур может устанавливать собственные правила взаимодействия с гражданами. То есть продолжается тенденция установления своих правил работы с обращениями (отличных от «базовых») для определенных сфер деятельности (например, с 1 июля 2024 года вступил в силу новый порядок рассмотрения обращений в организациях финансового рынка).