Top.Mail.Ru

Изменения в законе об обращениях граждан

С 30 марта 2025 года вступает в силу ряд изменений, внесенных в Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Федеральным законом от 28.12.2024 № 547-ФЗ).

Например, в новой редакции изложен п. 1 ст. 4 «Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе»:

Было

Стало (изменения выделены курсивом)

1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления

1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал), иной информационной системы государственного органа или органа местного самоуправления либо официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено настоящим Федеральным законом), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления

Новая трактовка понятия «обращение гражданина» по сути дела устанавливает, что в форме электронного документа оно может быть подано:

  • не только через портал госуслуг,
  • но и через информационные системы государственных или муниципальных органов, которые позволяют обеспечить идентификацию и аутентификацию граждан.

Сообщения, направленные по электронной почте, через мессенджеры и т.п. под это определение теперь не подпадают и, видимо, обрабатываться как «обращения граждан» в соответствии с законом об обращении граждан не будут (но, как мы полагаем, государственные органы все равно будут, при желании, на них реагировать – но уже определяя порядок работы с ними самостоятельно).

Авторы законопроекта отмечали, что «в настоящее время право на обращение является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности», однако «не все заявители реализуют свое право добросовестно. Информационная инфраструктура законодательных органов субъектов Российской Федерации – членов Южно-Российской Парламентской Ассоциации на системной основе подвергается спам-рассылкам, которые осуществляются, как правило, посредством направления массовых обращений от заявителей, использовавших зарегистрированные в иностранной доменной зоне адреса электронной почты. При этом достоверно установить, что автором обращения действительно является лицо, указанное в обращении в качестве адресанта, то есть лицо, непосредственно заинтересованное в разрешении своих вопросов, не представляется возможным».

Первоначально предлагалось запретить лишь использование адресов электронной почты, зарегистрированных в иностранной доменной зоне. Однако в условиях повсеместного использования подобных адресов как резидентами РФ, так и находящимися за рубежом гражданами, подобное решение могло быть оспорено в судах.

Интересно, однако, что согласно ст. 10 «Рассмотрение обращения» ответ на обращение может быть направлен и по адресу электронной почты, указанному в обращении1:

  • «Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, либо по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале или в иной информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, при использовании Единого портала или иной информационной системы и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме».

Здесь бросается в глаза некорректное противопоставление «электронного документа» «письменной форме» – это подход законодателя, которому мы вынуждены следовать. Хотя образованные люди знают, что электронный документ тоже является видом представления информации в письменной форме.

Статья 6 «Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением» закона об обращениях граждан дополнена ч. 3 следующего содержания:

  • «В целях обеспечения безопасности граждан в связи с их обращениями в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, к должностным лицам указанных органов нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны может быть установлен особый порядок направления обращений в форме электронного документа и направления ответов на обращения, уведомлений».

В данном случае в «базовом» законе закрепили, что ряд силовых структур может устанавливать собственные правила взаимодействия с гражданами. То есть продолжается тенденция установления своих правил работы с обращениями (отличных от «базовых») для определенных сфер деятельности (например, с 1 июля 2024 года вступил в силу новый порядок рассмотрения обращений в организациях финансового рынка2).

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Сноски 2

  1. См. статью «Ответ в бумажном виде на электронное обращение» в № 3` 2025 нашего журнала на стр. 12. Вернуться назад
  2. См. подробную статью об этих изменениях «Новый порядок рассмотрения обращений в финансовых организациях» в № 5` 2024 на стр. 12. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Правила делового этикета, отличающиеся для дам и кавалеров

Включает ли деловой этикет какие-то правила поведения, которые различаются для женщин и мужчин?

Документы-основания для приказов об отпуске и возложении обязанностей

Можно ли при оформлении отпуска работника в одном приказе прописать всю информацию о предоставлении отпуска и в этом же приказе (отдельным пунктом) возложить обязанности отсутствующего работника на другого работника на период отпуска? Тогда возникает вопрос о сроках хранения приказа. Срок хранения приказов об отпусках – 5 лет, возложение обязанностей – 50 лет. Если отпуск и возложение обязанностей на период отпуска должны оформляться разными приказами, то должно быть два разных документа-основания: заявление на отпуск от работника и служебная записка на возложение обязанностей? Или достаточно в одном заявлении на отпуск указать информацию о согласии другого работника исполнять обязанности на период отпуска?

Ответ в бумажном виде на электронное обращение

Какие сведения автор обращения обязан указать о себе и способах коммуникации с ним? Обязана ли организация направлять на почтовый адрес гражданина бумажный ответ на его электронное обращение? Ответы даем на основе анализа формулировок закона об обращениях граждан. Показываем примеры того, как можно организовать распечатку из СЭД и оформлять бумажные копии электронных ответных писем.

Предварительное рассмотрение входящих документов

Как освободить руководителя организации от необходимости рассматривать большой вал входящих документов для выдачи по ним поручений исполнителям? Можно перенаправить основной поток напрямую на его заместителей, руководителей подразделений и ответственных работников. Показываем, как выявить темы документов и по какой логике распределять их между этими «адресатами». Как учитывать важность и срочность вопросов, какие установки обсудить с руководителем. Как работать с нерегистрируемой корреспонденцией. Как оформить матрицу распределения документов. Что регламентировать. Как преодолеть сопротивление изменениям со стороны руководителей и остальных сотрудников компании.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.