Какое распорядительное слово использовать в распоряжениях?

Вопрос
Подскажите, пожалуйста, можно ли в распоряжениях использовать слово не ПРЕДЛАГАЮ и ОБЯЗЫВАЮ, а РАСПОРЯЖАЮСЬ. Не противоречит ли это нормативным документам?
Отвечает

Использование в текстах распорядительных документов слов «ПРИКАЗЫВАЮ:», «ПРЕДЛАГАЮ:», «ОБЯЗЫВАЮ:» приближает их к терминам делового стиля русского литературного языка. В специальной литературе они иногда и рассматриваются как термины, поскольку в них отражается принцип принятия решения - единоначалие. Потому констатирующая часть распорядительного документа завершается глаголом в первом лице единственного числа: Я «ПРИКАЗЫВАЮ:» или «ОБЯЗЫВАЮ:».

Давайте посмотрим, как данный аспект урегулирован в действующем стандарте на оформление организационно-распорядительных документов, и в том, что должен его сменить в июле следующего года:

Фрагмент документа
Ныне действующий ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

3.20... В документах (приказ, распоряжение и т.д.) организаций, действующих на принципах единоначалия, а также документах, адресованных руководству организации, текст излагают от первого лица единственного числа («приказываю», «предлагаю», «прошу»).

Фрагмент документа
С 1 июля 2018 г. должен вступить в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

В приказах текст излагается от первого лица единственного числа («приказываю»).

Слова «РАСПОРЯЖАЮСЬ:» мы здесь не видим. Но эти национальные стандарты являются в настоящее время нормативно-техническими документами добровольного применения (кто-то выражается короче: носят рекомендательный характер). Слово «РАСПОРЯЖАЮСЬ:», как и требуется, сформулировано в первом лице единственного числа. Поэтому закрепите в Инструкции по делопроизводству организации возможность его использования в распоряжениях.

И тогда руководитель сможет проявить свой личный лингвистический стиль. В течение срока его полномочий распоряжения будут оформляться с этой особенностью. Она не противоречит требованиям нормативных правовых актов. Самое главное другое - распоряжение должно быть издано в соответствии с полномочиями руководителя - автора документа, а сформулированные поручения должны быть точными, краткими и понятными всем исполнителям.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Что указать в номенклатуре дел вместо постоянного срока хранения

Организация не является источником комплектования государственного архива. В Перечне 2019 года установлено, что такие организации могут не хранить постоянно документы, для которых Перечнем 2019 года установлен срок хранения «постоянно». Как оформить это в номенклатуре дел?

Как в протоколах оформлять место составления или издания?

Как в протоколах оформлять реквизит «место составления или издания»? При оформлении протоколов в Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях этот реквизит в отношении оформления протоколов назван «место заседания». Как необходимо оформлять: – населенный пункт (как определено в п. 5.13 ГОСТ Р 7.0.97-2016) или – кабинет руководителя (в некоторых протоколах указывают полный адрес вплоть до кабинета)?

Можно регистрировать протоколы всех комиссий в одном журнале?

Вопрос о регистрации протоколов – нужно вести журнал их регистрации или нет? Протоколы заседаний (комиссия по охране труда, общее собрание трудового коллектива, заседание комиссии по поступлению и выбытию активов, заседание комиссии по противодействию коррупции и т.п.) возможно ли регистрировать в одном журнале или каждая комиссия регистрирует протоколы в своем журнале?

Как в письме указать, что оно подписано ЭП

Обязательно ли в деловых письмах указывать «Настоящий документ подписан электронной подписью» в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?