Top.Mail.Ru

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

Вопрос
В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?
Отвечает

В организационно-распорядительных документах научных, учебных и всех других организаций самым важным является наименование субъекта и объекта управления, т.е. наименование должности в соответствии со штатным расписанием организации и схемой организационной структуры.

Поэтому во всех ситуациях и в документах всех видов, когда документируются внутренний организационный порядок, внутреннее и внешнее взаимодействие первичным всегда является наименование должности и фамилия с указанием инициалов.

Действующий ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методические рекомендации по его применению (Росархив/ВНИИДАД. М., 2018), в которых установлены требования к составлению и оформлению организационно-распорядительных документов, не предусматривают обязательности указания ученых степеней и ученых званий (при их наличии) в реквизитах «адресат», «подпись», «резолюция» и др.

Их указание в конкретных управленческих ситуациях может быть проявлением правил этикета, которые сформировались в учебных и научных организациях, а также особенностью личного лингвистического стиля их руководителей. При необходимости в реквизите «подпись» вместе с наименованием должности указывается ученое звание.

Пример 1. Добавление ученого звания к должности в подписи (при оформлении документа на бланке учебного заведения)

При этикетном обращении в реквизите «адресат» после наименования должности указывается ученое звание, что будет подчеркивать особое отношение к компетенции адресата:

Пример 2. Добавление ученого звания к должности в адресате

При составлении списков приглашенных на заседания, при перечислении состава советов, комиссий, комитетов и иных коллегиальных совещательных органов, когда необходимо подчеркнуть высокий уровень квалификации и компетентность их членов, оформляются и наименования должностей, и ученые степени, и ученые звания (при их наличии).

Пример 3. Состав приглашенных в протоколе

Приглашенные: Авилов А.А., ведущий специалист отдела экспертиз ООО «АВС», к.т.н.;

Березкин Б.Б., начальник отдела экспертиз ООО «АВС», д.т.н., профессор <. . .>

По общему правилу, в организационно-распорядительном документе после фамилии, имени и отчества (с указанием или без указания наименования должности) указывают сначала ученую степень, а потом – ученое звание.

В других системах документации (например, научно-исследовательской, учебно-методической и др.) обязательность оформления ученых степеней и ученых званий, подчеркивающих уровни квалификации авторов, устанавливается соответствующими стандартами и правилами, например, на оформление отчета по теме научно-исследовательской работы (отчет по НИР).

Мнение эксперта

Следует различать звание по должности (или занимаемую должность) от ученого звания, которое может быть присвоено без назначения на аналогичную должность.

Согласно ЕКС на должность доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности.

О наличии ученой степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии ученого звания – аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

То есть можно занимать должность профессора, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. И можно, наоборот, обладать званием профессора, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать в должности доцента.

«Ученое звание профессора присваивается научному или научно-педагогическому работнику, претендующему на присвоение ученого звания, если он на день представления аттестационного дела в совет организации удовлетворяет следующим требованиям:

а) имеет опубликованные учебные издания и научные труды, а также читает курс лекций на высоком профессиональном уровне;

б) имеет ученую степень доктора наук либо ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации, обладателю которой предоставлены те же академические и (или) профессиональные права, что и доктору наук…»1.

Таким образом, ученое звание является квалификационной системой в высшей школе и науке (аналогично присвоению категорий и разрядов инженерно-техническому и рабочему персоналу).

При оформлении реквизитов «адресат», «подпись», необходимо придерживаться последовательности:

1) наименование должности,

2) ученая степень,

3) ученое звание.

В адресате ученую степень и звание не сокращают (так же как и должность). Кроме того, люди науки очень трепетно относятся к своим регалиям. Бывали случаи, когда из-за таких вещей отказывали в помощи. Так что сокращение ученой степени и ученого звания допустимо в тексте документа, но не в адресате.


Пример 4

Сноски 1

  1. Пункт 8 Положения о присвоении ученых званий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Распространенные ошибки в оформлении служебных писем

Разбираем самые распространенные ошибки при оформлении бланка письма, адресата, подписи, отметок об исполнителе и о приложении, заголовка и самого текста письма (например, как указывать должность, ученую степень и звание, фамилию и инициалы, наименование организации, что нельзя «разлучать» по разным строкам текста, как писать даты и различные периоды времени, как использовать знаки №, §, %, кавычки и др.). На примерах показываем, что является явной ошибкой (с точки зрения ГОСТ Р 7.0.97-2016, правил русского языка), что опасно с точки зрения здравого смысла, а что – просто устаревший вариант оформления.

Процедура подачи документов в арбитражный суд

Показываем алгоритм действий при подаче документов в суд 3 способами: нарочным (при личной явке), по почте, в электронном виде через систему «Мой Арбитр». Объясняем, как заверить копии представляемых в суд документов, даем примеры ходатайств о приобщении материалов к делу (арбитражного суда и суда общей юрисдикции; от имени физлица и организации). Поясняем, как их подписать от имени организации в бумажном и электронном виде, как оформить доверенность на представителя. В каком случае сотрудник суда поставит на ваш экземпляр документа отметку о приеме.

Числительные в текстах документов

Как правильно указывать денежные суммы в договоре (цифрами и словами; с включением НДС и когда сумма НДС не облагается). Как употреблять количественные и порядковые числительные в текстах документов в различных ситуациях (все показываем на примерах). Как правильно писать сокращения, знак «%», указывать диапазон значений, номер телефона и др.

Дела с перепиской в вопросах и ответах

Надо ли подписывать исходящий документ в 2 оригинальных экземплярах, чтобы 1 отправить, а другой подшить в наше дело? Или можно подписать 1 оригинал и его отправить, а в свое дело подшить копию? Тогда как ее оформить? Ответное письмо необходимо формировать в дело следом за инициативным письмом. Но что делать, когда цепочка переписки гораздо длиннее? По каким критериям формировать переписку в разные дела, как при этом формулировать заголовки? Как определить сроки хранения дел с перепиской? Когда приложения к письму следует подшивать следом за самим письмом в дело с перепиской? И когда поступать иначе?

Письмо: все тонкости оформления реквизитов

Статья содержит 44 примера оформления всех реквизитов служебного письма, показывая возможные варианты их «изготовления» для различных ситуаций, а также образцы целых писем. Показаны бланки писем с угловым и продольным расположением реквизитов; бланки организации, структурного подразделения и должностного лица. Больше всего внимания уделено вариантам оформления адресата и приложений (они зависят от того, кому, как и что направляется). Все это сделано с учетом последней практики работы и тех изменений, которые ввел недавно ГОСТ Р 7.0.97-2016. Данной статьей удобно пользоваться как справочником самому и вооружить им коллег (если вы устали многократно повторять исполнителям азбучные истины о подготовке проектов служебных писем).

Направляем письмо одного содержания нескольким адресатам

Как оформить адресатов в письме, когда их менее 4 и когда более, когда они перечислены в списке рассылки конкретного письма и когда в утвержденном списке постоянных корреспондентов организации. Бывает, что первому адресату направляют подлинник письма, остальным копии. А бывает, что все получают оригиналы. Порой надо проинформировать каждого адресата о полном списке получателей документа. А порой такой цели нет. Показываем для всех этих случаев особенности оформления адресата, как зарегистрировать исходящую корреспонденцию и что кому отправить (основываясь на ГОСТ Р 7.0.97-2016 и лучшей практике).

Как оформить гарантийное письмо

Какие гарантийные письма бывают. Особенности их оформления: специфика текста, кто должен подписывать (и должна ли быть подпись главбуха), нужна ли печать, какие данные об организации-авторе необходимо отразить.

Отметка о приложении в сопроводительном письме

Объясняем, какие документы надо пересылать с сопроводительным письмом. Показываем на примерах, как оформить отметку о приложении в различных ситуациях: если приложение названо и если не названо в тексте письма, если их несколько, если приложение к письму имеет собственное приложение, когда не надо указывать количество листов, если электронный документ пересылается по электронной почте или на съемном носителе, если приложение содержит конфиденциальную информацию, если оно направляется не всем адресатам письма, как оформить опись приложений и др. нюансы.