Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Изменение состава акционеров общества не является основанием для прекращения полномочий руководителя общества и расторжения заключенного с ним договора.
Дополнительно подтверждать полномочия руководителя в связи со сменой единственного акционера общества не требуется.
Трудовой договор, заключенный с руководителем, может быть расторгнут по инициативе уполномоченного органа общества с выплатой компенсации (при отсутствии виновных действий (бездействия) директора) в размере, определенном трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Если трудовой договор с руководителем не расторгается, а лишь «переоформляется» по соглашению сторон в срочный, оснований для выплаты указанной компенсации нет.
Частью первой ст. 75 ТК РФ предусмотрена возможность расторжения трудового договора с руководителем организации в связи со сменой собственника имущества организации. В таком случае новый собственник обязан выплатить увольняемому руководителю компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника (ст. 181 ТК РФ).
Собственником имущества акционерного общества является именно само общество (п. 1 ст. 66, п. 3 ст. 213 ГК РФ, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – Закон об АО). Акционеры общества имеют лишь обязательственные права в отношении общества (абзац второй п. 2 ст. 48 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона об АО). Поэтому в случае изменения состава акционеров собственник имущества ЗАО не меняется и положения части первой ст. 75 ТК РФ и ст. 181 ТК РФ применяться не могут (смотрите также п. 32 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», далее – Постановление Пленума № 2).
С точки зрения гражданского законодательства (ст. 103 ГК РФ, п. 3 ст. 69 Закона об АО), единственным основанием возникновения полномочий руководителя акционерного общества является решение соответствующего органа общества (в рассматриваемом случае – совета директоров общества). Досрочное же прекращение полномочий руководителя АО возможно, помимо принятия решения об этом уполномоченным органом общества, по инициативе самого руководителя, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (смотрите, например, ст. 83 ТК РФ). Изменение состава акционеров общества не является основанием для досрочного прекращения полномочий руководителя или изменения их объема. Поэтому при переходе всех акций общества к новому акционеру полномочия руководителя (как и заключенный с ним договор) сохраняются, а дополнительно подтверждать их не требуется. Документальным подтверждением полномочий генерального директора остается решение совета директоров общества о назначении директора и действовавшей на момент принятия этого решения редакцией устава, где указано, что назначение генерального директора отнесено к компетенции совета директоров общества.
Трудовой договор с руководителем акционерного общества может быть прекращен в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица соответствующего решения (п. 2 ст. 278 ТК РФ). Для увольнения по данному основанию не требуется соблюдения каких-либо специальных условий, таких, как виновные действия руководителя, истечение срока трудового договора и т.п. Не требуется и заблаговременно предупреждать руководителя об увольнении по п. 2 ст. 278 ТК РФ: полномочия руководителя в этом случае прекращаются с момента принятия соответствующего решения (либо со дня, указанного в решении).
Таким образом, трудовой договор с генеральным директором может быть в любой момент прекращен в связи с принятием советом директоров общества решения о досрочном прекращении полномочий генерального директора.
В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279 ТК РФ). Трудовым законодательством не предусмотрена возможность освобождения работодателя от выплаты указанной компенсации по причине возобновления трудовых отношений с руководителем организации после расторжения трудового договора, поэтому, если трудовой договор с генеральным директором расторгнут, выплатить такую компенсацию (при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя) необходимо (смотрите, например, постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П).
В соответствии со ст. 59, 275 ТК РФ с руководителем организации может заключаться срочный трудовой договор. Срок его действия определяется учредительными документами или соглашением сторон. В рассматриваемой ситуации трудовой договор с генеральным директором ЗАО был заключен в соответствии с действовавшим на тот момент уставом общества.
В соответствии со ст. 57, 58 ТК РФ срок является существенным условием срочного трудового договора. Статья 72 ТК РФ предусматривает возможность изменения условий трудового договора на основании письменного соглашения сторон без расторжения существующего трудового договора и заключения нового. Эта норма не делает каких-либо исключений для условия о сроке договора.
Поэтому, с формальной точки зрения, стороны трудового договора вправе подписать дополнительное соглашение, изменив условие договора о сроке.
Напомним, что условие о сроке действия трудового договора может быть изменено только по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ). Внесение в устав изменений, устанавливающих конкретный срок, на который может избираться директор, не повлияет на действительность условия о сроке трудового договора, который был заключен с директором в соответствии с действовавшей на этот момент редакцией устава. Внесение изменений в уставе не повлечет и автоматического изменения срока действия трудового договора с директором, поскольку новые положения устава распространяются на отношения, возникающие с момента вступления в силу новой редакции устава.
Поэтому в рассматриваемой ситуации изменить срок действия договора с руководителем можно только по соглашению сторон. В этом случае, поскольку трудовые отношения между обществом и директором не прекращаются (не происходит досрочного прекращения полномочий директора), отсутствуют и основания для выплаты компенсации, предусмотренной ст. 279 ТК РФ.