Инвентаризация в отсутствие материально ответственного лица

Вопрос
Материально ответственное лицо находится на длительном стационарном лечении, в связи с чем требуется назначить новое материально ответственное лицо. Имеет ли право директор провести инвентаризацию в отсутствие материально ответственного лица, назначив для этого комиссию?
Отвечает

Как следует из п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ), порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Общий порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее – Указания). В соответствии с положениями Указаний при проведении мероприятий по инвентаризации имущества присутствие материально ответственного лица обязательно (смотрите, например, п. 2.4, 2.8, 2.10 Указаний).

Следовательно, по общему правилу инвентаризация может проводиться только в присутствии материально ответственного лица. Это подтверждается и разъяснениями Минфина России (смотрите письмо от 15.07.2008 № 07-05-12/16).

Если специфика деятельности организации не позволяет прекратить операции с вверенными материально ответственному лицу ценностями, то на период отсутствия такого лица ценности могут быть переданы другому сотруднику. При этом если в соответствующем подразделении организации работает сотрудник, в должностные обязанности которого входит замещение функций лица, с которым заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, и это подтверждается соответствующей должностной инструкцией, то организация вправе заключить с таким работником договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Если же в должностной инструкции работника (принимающего материальные ценности) не предусмотрено обязанности по замещению должности на время отсутствия материально ответственного лица, то необходимо:

  • приказом руководителя внести соответствующие изменения в должностную инструкцию работника – установить обязанность по замещению функций материально ответственного лица в период его отсутствия;
  • ознакомить работника с приказом;
  • заключить с работником договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

В силу п. 2 ст. 12 Закона № 129-ФЗ при смене материально ответственных лиц в организации обязательно должна проводиться инвентаризация. Закон не определят, что именно следует подразумевать под сменой материально ответственных лиц. Однако представляется, что фактическую (пусть даже и временную) замену материально ответственного лица (изменение состава таких лиц), даже в случае заболевания «основного» работника, следует оценивать как смену материально ответственного лица.

В то же время на практике часто возникают ситуации, когда материально ответственное лицо не может присутствовать при инвентаризации имущества по состоянию здоровья или другим причинам, а инвентаризация имущества в соответствии с положениями действующего законодательства должна быть проведена.

По нашему мнению, в подобных случаях инвентаризация может быть проведена соответствующей комиссией без участия материально ответственного лица в порядке, установленном руководителем организации. С этой целью работодателю целесообразно разработать локальный нормативный акт (ст. 8 ТК РФ), определяющий порядок приема-передачи дел при смене материально ответственных лиц. Принципиальная возможность проведения инвентаризации в отсутствие материально ответственного лица подтверждается, в частности, положениями некоторых правовых актов.

1. Пункт 6.3 «Указаний...», утвержденных приказом Минторга СССР от 19.08.1982 № 169, предписывает в том случае, если по состоянию здоровья или другим причинам работник не может лично передать числящиеся за ним ценности, производить передачу ценностей комиссией в установленном порядке (этот нормативный акт не отменен и действует в части, не противоречащей законодательству РФ). На наш взгляд, эта норма носит общий характер и может применяться по аналогии не только в торговле.

2. Пунктом 4.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н, установлено, что в отсутствие материально ответственного лица вскрытие помещений, в которых хранятся драгоценные металлы, производится комиссионно с разрешения руководителя организации, с составлением акта.

3. Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Следовательно, если проведение инвентаризации в соответствии с действующим законодательством обязательно, то решение руководителя о ее проведении будет вполне обоснованным. При этом руководитель организации может установить специальный порядок работы инвентаризационной комиссии, в том числе лично контролировать ее работу.

На инвентаризационных описях (актах) в таком случае необходимо сделать отметку о причинах отсутствия работника (материально ответственного лица) и заверить ее подписями членов инвентаризационной комиссии.

В то же время следует иметь в виду, что в случае выявления недостачи в результате проведения инвентаризации в отсутствие материально ответственного лица возмещение недостачи за счет этого работника не представляется возможным. В подтверждение данной позиции см., например, Надзорную практику Верховного суда Республики Карелия по гражданским делам в 2005 г., постановление ФАС Поволжского округа от 19.02.2009 № А06-3156/2007. Кроме того, рекомендуем ознакомиться с Бюллетенем судебной практики Омского областного суда № 3 (44) 2010 (под редакцией заместителя председателя Омского областного суда Е.С. Светенко), а именно – с разделом «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с совершением виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)».

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 3

Basha
28.04.2014, 10:46

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходимо ли проводить инвентаризацию, если только что был издан приказ о назначении МОЛ? Это не смена МОЛ а просто первичное назначение. и можно ли если при первичном назначенни МОЛ не проводить инвентаризацию заключить договор о МОЛ? Спасибо большое. оочень жду ответа)))

Фыва
09.05.2015, 22:06 Basha

Если будет инвентаризация у этого МОЛ (вторая, после того как он отработает), то он не может возмещать недостачу (при её наличии), тк не принимал остатки при своем назначении, и вы останетесь на бобах.

Alex
05.02.2015, 10:11 Basha

Если у вас это первичная инвентаризация, то ее надо проводить, просто недостачи не будет. Если же до этого у Вас был другой МОЛ, то расходы надо списать на него и членов его бригады (при колл. ответственности), Вас так обязывает сделать ГК РФ, конечно ответственность должна быть пропорциональна отработанному времени.

Рекомендовано для вас

Как в протоколах оформлять реквизит «место составления или издания»?

Как в протоколах оформлять реквизит «место составления или издания»? При оформлении протоколов в Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях этот реквизит в отношении оформления протоколов назван «место заседания». Как необходимо оформлять населенный пункт (как определено в п. 5.13 ГОСТ Р 7.0.97-2016) или кабинет руководителя (в некоторых протоколах указывают полный адрес вплоть до кабинета)?

Какой редакцией ст. 395 ГК РФ необходимо пользоваться при расчете ответственности за неисполнение денежного обязательства, если оно не исполнялось с 2010 г.?

Согласно ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Какой редакцией ст. 395 ГК РФ необходимо пользоваться в настоящий момент при расчете ответственности неисполнения денежного обязательства, если оно не исполнялось, начиная с 2010 года по настоящее время?

Обязательно ли в деловых письмах указывать , что они подписаны электронной подписью?

Обязательно ли в деловых письмах указывать «Настоящий документ подписан электронной подписью» в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»?

Можно ли отказать в отгрузке товара по причине того, что срок оплаты счета прошел? Как вернуть деньги клиенту

Организация выставила покупателю счет, в котором указано, что он действует в течение 3 рабочих дней с момента его выставления. Однако клиент оплатил его только через месяц, когда цены на товар уже изменились. Клиент требует отгрузить товар. Можно ли отказать в отгрузке товара на основании того, что срок оплаты счета уже прошел? Как в таком случае вернуть деньги клиенту (нужно ли от него письмо на возврат денежных средств)? В договоре нет указания на то, что счет действует определенное время (отдельного договора, в котором было бы указано наименование и количество товара, между сторонами не заключено). Ссылка на это есть только в счете. Надо ли обязательно указывать это в договоре или указания в счете будет достаточно?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Вправе ли ООО продать свое имущество по балансовой стоимости?

Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при продаже одним ООО другому недвижимого имущества по балансовой стоимости, отличающейся от рыночной?